Крупнейший суверенный фонд мира меняет инвестиционную стратегию
Несмотря на огромный размер (почти 900 млрд долл.), GPFG не показывает выдающейся доходности: с 1998 года, когда было образовано NBIM, среднегодовой реальный доход от инвестиций фонда составил 3,6% — против долгосрочного ориентира в 4%.
Портфель акций GPFG пополнится «пограничными рынками» (frontier markets), будет расширена валютная структура вложений в инструменты с фиксированной доходностью, говорится в документе управления. Под пограничными понимаются рынки, которые с точки зрения инвестиционного сообщества еще не доросли до статуса развивающихся (emerging markets), например Бангладеш, Кувейт, Казахстан, Украина, Румыния, Вьетнам.
На конец 2013 года фонд инвестировал в облигации в 31 валюте, но 79% этих инвестиций приходились лишь на четыре валюты — доллар, евро, фунт стерлингов и иена, сообщалось в его годовом отчете. Из валют развивающихся стран наибольший «вес» был у мексиканского песо (1,7%), корейской воны (1,6%), бразильского реала (1,5%) и российского рубля (1,3%).
«Фонд в принципе должен инвестировать как можно шире, во все страны и рынки», — считает NBIM. Но пока у него много ограничений: инвестиционный «универсум» — акции публичных компаний и торгуемые облигации (а, к примеру, в private equity инвестировать нельзя), консервативный подход к риску плюс «этические» ограничения. Например, GPFG обязуется к 2016 году довести «экологически ответственные» инвестиции до 50 млрд крон (8,2 млрд долл.) — это вложения в альтернативную энергетику, энергосбережение, управление водными ресурсами, утилизацию отходов.
Обновленная стратегия GPFG предусматривает более активное участие в капитале компаний. Фонд планирует к 2016 году увеличить число компаний, в которых он владеет более 5% капитала, до 100 — по сравнению с 45 на конец прошлого года. Предпочтение будет отдаваться европейским эмитентам. Фонд будет активно участвовать в делах таких компаний: не только голосовать крупными пакетами, но и взаимодействовать с советами директоров, номинировать своих кандидатов и т.д.
GPFG продолжит укреплять и совершенствовать стратегии абсолютной доходности, которые нацелены на достижение определенного уровня доходности без привязки к рыночным ориентирам («бенчмаркам»). Кредо норвежского фонда состоит в долгосрочном горизонте инвестирования, углубленном фундаментальном анализе и активном участии в управлении крупнейшими активами. Так было не всегда: в предыдущие годы GPFG отводил себе роль исключительно финансового инвестора, который не может владеть более 10% в любой компании.
Объявленные изменения в инвестиционной стратегии GPFG - логическое продолжение перемен, начатых еще в 2011 году с целью повысить среднюю доходность фонда. Тогда, после глобального финансового кризиса, фонд начал постепенно смещаться в сторону развивающихся рынков и сделал первые инвестиции в сектор недвижимости. В 2013 году GPFG вышел на долговые рынки Венгрии, Колумбии и Филиппин.
Норвежский суверенный фонд декларирует своей целью сбережение нефтяных доходов страны для будущих поколений. GPFG считается крупнейшим суверенным фондом: его активы оцениваются в 5,4 трлн норвежских крон (880 млрд долл.). Конкуренцию ему мог бы составить суверенный фонд Абу-Даби (Abu Dhabi Investment Authority), но он не раскрывает своих показателей. По оценке Sovereign Fund Wealth Institute, арабский фонд управляет активами на 773 млрд долл.
Учитывая размеры и спектр инвестиций, GPFG - очень влиятельный игрок на глобальных финансовых рынках. Ему в среднем принадлежит 1,3% акций каждой публичной компании мира, всего в портфель GPFG входят 8 тыс. компаний. По уставу фонд размещает 35% своих активов в облигациях, 60% в акциях, и до 5% разрешено инвестировать в недвижимость. Фонд не инвестирует в норвежские активы, для этого есть отдельный фонд Government Pension Fund Norway (GPFN).
По прогнозу Министерства финансов Норвегии, размер GPFG достигнет 1,2 трлн долл. к 2020 году. На конец 2013 года фонд владел российскими государственными и корпоративными облигациями на 25,6 млрд крон (4,2 млрд долл.), и еще 22 млрд крон (3,6 млрд долл.) составляли вложения в акции российских компаний.
Иван Ткачев