Экономика, 25 июл 2014, 00:59

Бизнес пообещал эпидемию фирм-однодневок в ответ на новые налоги

Российский союз промышленников и предпринимателей попытался представить, что будет с экономикой, если будут одобрены последние предложения Минфина по увеличению налогового бремени. Картина получилась нерадостная – рост поступлений от одних налогов будет нивелирован снижением отчислений от других. При этом государство рискует получить целый букет неприятностей: рост инфляции, сокращение инвестиций и эпидемия фирм-однодневок.
Читать в полной версии
Фото: Russian Look

Материалы РСПП (есть у РБК) были направлены в Минфин, знает бизнесмен из бюро правления РСПП, официального ответа из Минфина не получено, добавляет он. Документ представляет собой сжатое резюме опроса предпринимателей. Количество участников анкетирования в РСПП не раскрывают, указывая только, что это члены союза.

Бизнесменов спрашивали, как на бизнес повлияет обсуждаемое в Белом доме повышение после 2018 года НДС и подоходного налога на 2 процентных пункта -- до 15 и 20%, соответственно, а также концептуально одобренные правительством введение с 2015 года налога с продаж в размере 3% и отмену верхнего порога отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования. По оценкам Минфина, только две последние инициативы дадут государству дополнительно около 400 млрд рублей

Ни одно из предложений Минфина не находит поддержки у предпринимателей. Нужно быть готовым к тому, что компании начнут сокращать объемы производства и инвестиций, часть бизнеса уйдет в "тень", а практика использования фирм-однодневок распространится, предупреждает РСПП. Для экономики это чревато ростом инфляции, сокращением занятости и, кК следствие ростом социальной напряженности в обществе.

Это слишком высокая цена, уплатив которую, государство не гарантирует решение своих проблем. Так, например, если НДФЛ вырастет 13 до 15%, компании могут решить не индексировать зарплаты работников, и тогда это приведет "к снижению уровня жизни населения, снижению покупательской способности…, в результате – к торможению экономической активности". Или же они увеличат расходы на оплату труда, тем самым сократится рентабельность бизнеса. В обоих случаях поступление в бюджет налога на прибыль может сократиться.

Такой же эффект возможен и от повышения НДС до 20%. Цепочка рассуждений такова – рост налога приведет к снижению конкурентоспособности российских товаров, как следствие, снизятся объемы производства и налогооблагаемая база по прибыли. Для своевременной уплаты налогов потребуются дополнительные средства и как результат – уменьшение оборотного капитала. Предприятия начнут сокращать инвестиционные программы.

"Возможно, придется сократить запланированные объемы нового строительства, так как запланированных средств не хватит на их реализацию в полном объеме. Также качество строительства снизится, так как потребитель плитной продукции будет стремиться приобретать более дешевую низкокачественную, чтобы не увеличивать расходы. Это повлечет снижение интереса в инвестиции в высоко-технологичную переработку", – приводится в материалах комментарий одного из участников анкетирования.

Другие меры наполнения бюджета по сути своей несправедливы, указывает РСПП. Например, большие поступления от налога с продаж, скорее всего, будут только у и без того экономически успешных регионов. В 2013 году на 10 регионов с самым высоким оборотом розничной торговли по субъектам приходится 49 % совокупного оборота, на 10 регионов с самым низким – менее 1 %, говорится в документе.

Повышение обязательных взносов в ФОМС могло быть оправдано для повышения качества обслуживания в государственных медицинских учреждениях при отсутствии добровольного медицинского страхования, когда обслуживание бесплатное, техническое оснащение на высоком уровне и все пользуются без исключения только ОМС. Но компании "пользуются ДМС, платят напрямую за своих сотрудников в клиниках, которые оказывают медицинское обслуживание как раз за счет этих средств, поэтому ответственность за часть населения они и так уже взяли на себя и лечат их за свой счет", – говорится в материалах.

По предварительным оценкам РСПП, повышение взноса в ФОМС (Минфин предлагает взимать со всех заработных плат отчисления в ФОМС, сейчас 5,1% идет в фонд с заработных плат, не превышающих 624 тыс. рублей в год, с 2015 года планируется повышение предельного уровня заработных плат до более 700 тыс.) приведет к росту расходов бизнеса минимум на 130 млрд рублей уже в 2015 году. В качестве компромисса предлагается не отменять полностью, а лишь скорректировать порог отчислений.

На этой неделе члены бюро правления РСПП провели встречу с министром финансов Антоном Силуановым, рассказывали РБК участники совещания. Человек, знакомый с ходом обсуждения налоговых инициатив, подтверждает, что на ней предприниматели рассказали министру, что попытка сбалансировать бюджет за счет роста налогов связана с рисками, как экономическими, так и социальными, и возникает нестабильность условий ведения бизнеса даже в среднесрочной перспективе. В Минфине не ответили на запрос РБК.

Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова не комментирует обсуждение налоговых инициатив. Повышения налоговой нагрузки в период действующего политического цикла, то есть до 2018 года, не планируется, говорил первый вице-премьер в апреле этого года. Представитель Минэкономразвития ограничилась заявлением, что сейчас обсуждаются принципиальные меры по налогообложению между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, министерствами и представителями бизнес-сообщества. Ранее замминистра экономического развития Сергей Беляков говорил РБК, что, по предварительной оценке, новые налоговые инициативы в случае их утверждения приведут к «серьезному» увеличению нагрузки, особенно в машиностроении, обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Яна Милюкова

Pro
Мы «сидим в смартфоне» два месяца в году: как сохранить продуктивность
Pro
«Страшнее рака»: чем грозит миру резистентность к антибиотикам
Pro
Почему Embracer Group распродает свои лучшие активы
Pro
Как определить реальные цели в карьере и успешно достичь их
Pro
Болезнь или благо: что мы знаем и не знаем о жире
Pro
«Прочитал, но ничего не понял». Как перестать читать бизнес-книги впустую
Pro
4 проблемы, которые могут отбить желание торговать на маркетплейсах
Pro
Почему взрослые по всему миру глупеют — The Economist