Нарушение традиций: ЦБ замолчал судьбу ставки
Впервые с июня глава ЦБ РФ не пообещал оставить этот показатель прежним, хотя еще в начале сентября был в этом уверен. Его уверенность базировалась на прогнозе инфляции, сделанном экспертами Банка России — 7% за год или чуть больше. Начавшийся в августе рост цен на продовольствие ЦБ расценил как спекулятивное и временное явление, не относящееся к разряду монетарных факторов.
Однако сейчас Центральный банк столкнулся с более серьезной проблемой - быстрый рост денежной массы, способный ускорить инфляцию. Фактор имеет монетарный характер, и против него надо действовать подобными ему мерами. Основной из них является повышение ставки рефинансирования. Видимо, в этом заключается причина сегодняшнего нарушения традиции С.Игнатьевым - банкир не смог пообещать, что Банк России оставит ставку нетронутой.
Отчасти Центробанк сам виноват в том, что возник риск отхода от проводимой им политики на снижение стоимости государственных ресурсов. В некоторой мере появлению на рынке "лишних" денег способствовали летние пожары и засуха, вынудившие правительство открыть закрома родины и потратить больше средств из Резервного фонда, чем оно планировало. Но в большей степени причиной увеличения денежной массы стали масштабные покупки Центробанка на внутреннем валютном рынке, которые он делал в начале года.
В оправдание можно сказать, что тогда Банк России руководствовался планом действий, основанным на прогнозе инфляции до 7%. Вероятно, не будь летнего климатического катаклизма, потраченные Центробанком на бирже рубли обернулись бы кредитами банков реальному сектору и инвестициями экспортеров в развитие собственного производства.
Незапланированный неурожай спровоцировал потребительскую панику, активизировал спекулятивные настроения, а рост интереса к импорту продуктов, подогреваемый отменой пошлин на некоторые их виды, стал причиной роста спроса на иностранную валюту. Как следствие, продовольствие продолжает устойчиво дорожать, а курсы доллара и евро подскочили до уже забытых высот. Эти события подстегивают инфляционные ожидания, которые провоцируют новый рост цен. Ситуация рискует стать цикличной.
В результате Центральный банк вначале сократил покупку валюты на бирже, а с сентября, по заявлению С.Игнатьева, перешел к ее продаже.
Центральный Банк не оставил надежды и на то, что в ближайшие месяцы влияние последствий неудачного лета сойдет на нет и рост денежной массы замедлится. Однако сегодня С.Игнатьев, выступая в Госдуме, согласился с прогнозом годовой инфляции 8%. Если директора ЦБ на совете во вторник сочтут этот прогноз правильным, существующая ставка рефинансирования 7,75% окажется меньше инфляции. Закономерным решением станет ее повышение.
Елена Вишневская, РБК