Падение экономики, 24 окт 2016, 17:56

Эксперты нашли основания для кардинального пересмотра бюджетной политики

Торможение реформ из-за сырьевой зависимости, исчерпание резервов, перенос проблем бюджетов регионов на федеральный уровень стали предпосылками для «кардинального пересмотра» бюджетной политики, считают эксперты РАНХиГС
Читать в полной версии
Фото: Сергей Шахиджанян/Коммерсантъ

Бюджетная политика в России может измениться, и для этого есть три основные предпосылки, пишут в своем свежем обзоре экономисты из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте (РАНХиГС). Во-первых, бюджет долгое время зависел от экспорта сырья, и это стало тормозом структурной перестройки экономики. Из-за сокращения доходов от продажи нефти и газа возникли условия для изменения приоритетов бюджетных расходов, говорится в докладе. Еще одна предпосылка — сокращение резервов: Резервный фонд, как заявлял Минфин, иссякнет уже в 2017 году, а средств Фонда национального благосостояния, указывают в РАНХиГС, «едва хватит, чтобы сбалансировать федеральный бюджет» в 2017–2019 годах.

Третья причина — «самовоспроизводящийся» размер долга региональных бюджетов. В ситуации, когда власти субъектов вынуждены исполнять майские указы президента, они отказываются от бюджетных инвестиций и наращивают долги. Таким образом, на региональном уровне обострилась проблема госдолга: многие субъекты до 2012 года имели незначительную задолженность, но к началу 2016-го у 14 регионов ее объем превысил размер доходов бюджета (и налоговых, и неналоговых).​ Бюджетная политика, проводимая в России, ухудшает устойчивость бюджетной системы и «фактически означает откладывание кризисных явлений в государственных финансах на не совсем уже отдаленную перспективу», делают вывод эксперты.

Аналитики в своем докладе также подвергли сомнению устойчивость системы бюджетных правил, которая должна начать действовать с 2020 года. Бюджетное правило ограничит расходы бюджета базовым уровнем доходов при цене барреля нефти $40 за вычетом расходов на обслуживание долга. Цель бюджетного правила — снижение зависимости внутренних цен и курса от колебаний нефтяных цен. Эта конструкция «не выглядит достаточно устойчивой», считают в РАНХиГС. Привязывать расходы к цене на нефть стоит лишь в случае, «если бюджетные правила опираются на более или менее правдоподобную гипотезу, описывающую закономерности движения цен на нефть». В противном же случае доверие к этой мере будет подорвано и бюджетное правило вновь придется пересматривать.

В целом же проект бюджета на следующие три года содержит «определенные позитивные​ сдвиги в структуре расходов», считают аналитики. Например, запланировано снижение расходов на оборону. Сейчас Россия входит в число рекордсменов по расходам на оборону среди стран, не находящихся в состоянии войны, утверждают экономисты. В 2016 году расходы федерального бюджета по направлению «Национальная оборона» достигнут почти 3,9 трлн руб. (23,7% от общих расходов), из которых 800 млрд руб. — досрочное погашение кредитов оборонных предприятий, ранее писал РБК. Но в 2017 году расходы на оборону сокращаются до 2,84 трлн руб. — это на 27% меньше, чем запланировано на 2016 год, и на 11% меньше, чем было в 2015 году.​

Согласно расчетам Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), военные расходы России в отношении к ВВП в 2015 году достигли постсоветского максимума в 5,4%. По этому показателю Россия делит шестое-седьмое место с Израилем. Выше — такие страны, как Южный Судан и Ирак, но у них непосредственно на их территории продолжаются военные конфликты.

Внезапно возросшие расходы бюджета 2016 года на выплаты кредитов оборонных предприятий оказались неожиданностью, пишет в предисловии к мониторингу советник ректора РАНХиГС Владимир Гуревич. «Вряд ли стоит задаваться вопросом, что и как сделали предприятия на полученные кредиты, а тем более — почему они не стали расплачиваться по ним (странно расплачиваться по долгам, если за них заранее готово расплатиться государство)», — рассуждает он.

Среди позитивных моментов в бюджете с точки зрения структуры расходов эксперты РАНХиГС отмечают и снижение социальных расходов. Однако это скорее не осознанное решение, а «инерционное движение при общей бюджетной консолидации», считают они. Траты федерального бюджета на образование и здравоохранение в следующую трехлетку снизятся до уровня 2006 года, указывали ранее эксперты Высшей школы экономики. В свою очередь, Минфин заявлял, что образование — самая крупная расходная статья, если рассматривать совокупные траты федерального и регионального бюджетов.

Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители