Война санкций, 24 ноя 2014, 14:28

Клепач предрек падение российской экономики в 2015 году

Бывший замминистра экономического развития, зампред ВЭБа Андрей Клепач прогнозирует падение российской экономики в 2015 году. «На следующий год, скорее, минус», – считает он. Минимальный спад может составить 0,3–0,4% ВВП, но «может быть и больше»
Читать в полной версии
(Фото: РИА Новости)

В ожидании спада

В 2014 году рост ВВП России составит 0,5% или чуть меньше, считает Клепач. Это соответствует официальному прогнозу Минэкономразвития, данному в начале сентября. Сегодня министр экономики Алексей Улюкаев предположил даже, что по итогам года темпы роста экономики даже несколько превысят эту оценку.

Но уже в следующем году россиянам придется готовиться к спаду. Клепач уточнил журналистам в кулуарах конференции «Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности», что, по его оценке, снижение ВВП может быть «минимально на 0,3–0,4%, может быть и больше».

«Я думаю, что 2015 год будет даже хуже, чем у ЦБ (прогноз ЦБ, в соответствии с которым ожидается нулевой рост экономики России в ближайшие два года), – с большой вероятностью это спад», – сказал зампред ВЭБа (цитата по Интерфаксу).

Эксперты более оптимистичны

Прогноз Клепача оказался даже мрачнее предсказаний главы Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина. Кудрин, который в прошлые годы допускал вероятность кризиса, теперь считает, что в ближайшие 2–3 года Россию ждет стагнация.

Ожидания Клепача существенно пессимистичней и недавнего консенсус-прогноза Высшей школы экономики. На следующий год по ВВП он составляет плюс 0,2%. При этом семь экспертов ожидают снижения реального ВВП на 0,5–1,5%, то есть достаточно заметной рецессии. Другие эксперты более благодушны, но больше 1,3% в следующем году не прогнозирует никто, говорится в опубликованном на прошлой неделе бюллетене «Комментарии о государстве и бизнесе».

Виноваты санкции

Давление на ВВП будут оказывать санкции в отношении России. Эксперты ВШЭ, основываясь на прогнозах Центрального банка, заключили, что ЦБ оценивает суммарные издержки от санкций для российской экономики в $170 млрд за 2015–2017 годы (3% совокупного ВВП за этот период).

Минфин в понедельник дал свою оценку эффекта от санкций – $40 млрд потерь в год, по словам министра Антона Силуанова. «Порядка $40 млрд в год мы теряем из-за геополитических санкций, и порядка $90–100 млрд в год мы теряем, исходя из снижения цен на нефть на 30%», – заявил он. Улюкаев поспешил не согласиться с этой оценкой.

Что поможет экономике

Возглавляемый Кудриным Комитет гражданских инициатив в эти выходные объявил о так называемом системном кризисе, который уже охватил нашу страну. «Под воздействием кризиса радикально меняется и общественная ситуация в России. Страна все больше скатывается к изоляционизму. Общество выведено из состояния равновесия», – говорится в свежем заявлении КГИ.

«Начавшийся системный кризис должен стать основанием не только для переосмысления социально-экономической политики, но и для изменения сложившейся модели взаимодействия государства и общества. Важно смягчить течение кризиса, ускорить выход из него и воспользоваться возможностями, которые он создает, чтобы заложить фундамент для устойчивого роста. Больше нельзя транжирить шансы на вывод России в число передовых стран мира. Лимит этих шансов может оказаться исчерпанным», – говорится в заявлении КГИ.

Рецепт Клепача более консервативен. По его мнению, преодолеть стагнацию и выйти на устойчивый рост в 2–3% можно будет, изменив бюджетную и денежно-кредитную политику. «Минимальная планка дополнительных расходов, даже для того, чтобы в реальном выражении сохранить уровень расходов на образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры, это примерно 1% ВВП», – отметил он.

Pro
Как застраховаться от утечек данных: план действий
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Кремниевая долина в упадке. Вся надежда на эти 3 технологии
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
В каких случаях бизнес может обратиться в суд ЕАЭС
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»