Падение экономики, 24 ноя 2014, 21:57

Чиновники и сенаторы не смогли предложить лекарства от кризиса

«На следующий год, скорее, минус», – бывший замминистра экономического развития, зампред ВЭБа Андрей Клепач прогнозирует падение российской экономики в 2015 году на 0,3–0,4% ВВП, но «может быть и больше». Чиновники и сенаторы признали в понедельник в Совете Федерации, что в стране есть риск повторения ситуации кризиса 2008–2009 годов.
Читать в полной версии
(Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

Будет спад

В 2014 году рост ВВП России составит 0,5% или чуть меньше, считает Клепач. Это примерно соответствует официальному прогнозу Минэкономразвития, данному в начале сентября. На слушаниях в Совфеде министр экономики Алексей Улюкаев предположил даже, что по итогам года темпы роста экономики даже несколько превысят оценку в 0,5%.

Но уже в следующем году россиянам придется готовиться к спаду. Клепач уточнил журналистам в кулуарах конференции «Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности», что, по его оценке, снижение ВВП может быть «минимально на 0,3–0,4%, может быть и больше». «Я думаю, что 2015 год будет даже хуже, чем у ЦБ (прогноз ЦБ, в соответствии с которым ожидается нулевой рост экономики России в ближайшие два года) – с большой вероятностью это спад», – сказал зампред ВЭБа (цитата по Интерфаксу).

Ожидания Клепача существенно пессимистичней и недавнего консенсус-прогноза Высшей школы экономики. На следующий год по ВВП он составляет плюс 0,2%. При этом семь экспертов ожидают снижения реального ВВП на 0,5–1,5%, то есть достаточно заметной рецессии. Другие эксперты более благодушны, но больше 1,3% в следующем году не прогнозирует никто, говорится в опубликованном на прошлой неделе бюллетене «Комментарии о государстве и бизнесе».

Власть отвечает на вызовы

Как ответить на «негативные вызовы национальной экономики», в понедельник обсуждали сенаторы, чиновники и эксперты на парламентских слушаниях в Совете Федерации. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко если впрямую и не произносила слова «кризис», то явно имела в виду именно его: «Возникает реальный риск повторения ситуации 2009 года, когда государство вынуждено было отдавать колоссальные ресурсы для спасения стратегически важных предприятий и отечественной банковской системы».

Рецепт спасения от Матвиенко – мораторий на повышение налогов, создание «тысячи и тысячи малых предприятий» и стимулирование ипотеки. Ипотеку спикер Совфеда предложила развивать на те же бюджетные средства: «государство выделяет ВЭБу определенную сумму денег, ВЭБ выдает деньги банкам под 5%, под гарантии, что банки выдадут их под 6,5%». В результате Матвиенко обещала экономический бум, решение социальных задач и рост инвестиций.

Кроме того, на слушаниях правительству было рекомендовано разработать доктрину экономической безопасности по аналогии с доктриной продовольственной безопасности. О том, что продовольственная доктрина реализуется исключительно за счет госресурсов, спикер верхней палаты не уточняла. Но по поводу экономической доктрины предложила установить «критерии и пороги безопасности по всем группам товаров… и предусмотреть в этой доктрине для них меры поддержки».

Председатель совета директоров «Роснефти» Александр Некипелов для спасения сырьевых отраслей предложил государству «формировать резерв нефти в период, когда она в избытке, и выбрасывать ее на рынок в противоположной ситуации». А советник президента Сергей Глазьев повторил свою мысль о необходимости увеличения государством капитализации институтов развития. Алексей Улюкаев напомнил о механизмах господдержки через проектное финансирование, фонде поддержки промышленных предприятий и создании экспортного агентства. Кроме того, уже к концу года Алексей Улюкаев обещал начало финансирования инфраструктурных проектов из ФНБ.

Что поможет экономике

О необходимости дополнительных расходов для стимулировании экономики сказал и Клепач. По его мнению, преодолеть стагнацию и выйти на устойчивый рост в 2–3% можно будет, изменив бюджетную и денежно-кредитную политику. «Минимальная планка дополнительных расходов, даже для того, чтобы в реальном выражении сохранить уровень расходов на образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры, – это примерно 1% ВВП», – отметил он.

Эксперты считают, что этого недостаточно. Возглавляемый экс-министром финансов Алексеем Кудриным Комитет гражданских инициатив в эти выходные объявил о так называемом системном кризисе, который уже охватил нашу страну. «Начавшийся системный кризис должен стать основанием не только для переосмысления социально-экономической политики, но и для изменения сложившейся модели взаимодействия государства и общества», – говорится в заявлении КГИ.


Словесные интервенции

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко:

— Органам исполнительной власти не хватает воли и умения оперативно реагировать на ситуацию. В мою бытность вице-премьером сразу после дефолта 1998 года мы в правительстве ежедневно в форс-мажорных условиях принимали необходимые решения. И сегодня такая же ситуация, когда надо действовать оперативно, а не затягивать принятие решений в разных обсуждениях, согласованиях. Мы не в тех условиях живем.

Советник президента Сергей Глазьев:

— Мы теряем около 11 трлн руб. – это практически половина денежной базы, которая сформирована в основном под иностранные источники. Уход этих иностранных источников лишает нашу экономику главного – нормального денежного оборота... Мы сегодня вошли в зону отрицательного прироста денежной массы. В такой ситуации никогда не может быть экономического роста. Фактически мы повторяем траекторию, которая предшествовала кризису 2008 года и 1998 года.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев:

— Мы надеемся, что в этом году уже темпы нашего роста будут не меньше, чем прогнозируется, – 0,5%. Скорее всего, будет немного больше. На сегодня мы имеем уже 0,8% роста ВВП... В следующем году мы планируем рост в 1,2%, потом – 2,3% и на следующий год – 3% роста. В целом это не те показатели, которые бы нам хотелось видеть, но это все-таки рост, и мы уверены, что добьемся этих показателей.


 

Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть