США опередили по темпам роста экономики все другие развитые страны
Министерство торговли США 23 декабря опубликовало результаты третьего пересмотра данных по росту ВВП. Оказалось, что ВВП за период с июля по сентябрь в годовом исчислении (то есть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) вырос на 5%. Это рекордный показатель с 2003 года. Во втором квартале экономика страны подросла на 4,6%. Благополучную картину портит статистика за первый квартал: в июне Министерство торговли США заявило, что ВВП за первые три месяца года снизился в пересчете на годовую динамику на 2,9%.
Американская мечта
За весь год Федеральная резервная система США прогнозирует рост ВВП на 2,3–2,4%, а в 2015 году – на 2,6–3%. Опрошенные The Washington Post аналитики финансовой компании PNS Financial Services Group полагают, что по итогам 2014 года ВВП Соединенных Штатов вырастет на 2,3%, а в 2015 году – на 3,3%.
Рост экономики благоприятно сказывается и на американской казне. В середине октября Минфин представил данные о финансовом годе, завершенном 30 сентября. Дефицит бюджета составил $483,4 млрд против $680,2 млрд годом ранее. Даже в предкризисный финансовый 2007 год дефицит бюджета был на уровне $500 млрд, а в кризис достигал $1,4 трлн.
Помимо роста реального ВВП о здоровье американской экономики свидетельствуют и другие индикаторы. Уходящий год оказался чрезвычайно благоприятным для фондового рынка. 23 декабря один из ключевых биржевых индексов Соединенных Штатов – Dow Jones Industrial Average – впервые в своей истории превысил 18 тыс. пунктов. При расчете индекса учитываются показатели 30 компаний. Более представительный, «широкий» индекс S&P 500, в котором учитываются показатели 500 крупнейших по капитализации публичных компаний, превысил 2000 пунктов. На 23 декабря рост Dow Jones с начала года составил 8,7%, а S&P 500 – 12,7%. Индекс NASDAQ Composite, учитывающий акции всех торгующихся на бирже высокотехнологичных компаний, летом обновлял 14-летние максимумы, превысив уровень 4500 пунктов. В конце декабря этот индекс по-прежнему превышает 4500 пунктов, поднявшись с начала года на 14,2%.
Не нефтью единой
Значительный рост американской экономики объясняется активностью потребителей и ростом расходов властей разных уровней (например, федеральное правительство в третьем квартале увеличило траты на 9,9%, а власти штатов и округов – на 1,1%). Уровень потребительских расходов в ноябре вырос на 0,6%, а в октябре достигал 0,3%, свидетельствуют данные Министерства торговли США.
«Потребители получили поддержку благодаря снижению цен на топливо и сокращению безработицы», – заявил The New York Times главный экономист Barclays по США Майкл Гапен. Цены на нефть марки Brent – основного мирового бенчмарка – с начала года снизились более чем на 40%. Если летом 2014 года баррель Brent оценивался в $115, то к концу декабря подешевел до $60.
Безработица в США в ноябре составляла 5,8% – это самый низкий послекризисный показатель. Всего же в этом году в стране было создано 2,65 млн новых рабочих мест.
На пользу американской экономике идет и ультрамягкая монетарная политика. ФРС в октябре объявила о прекращении масштабного выкупа ценных бумаг, которое было частью политики количественного смягчения. При этом организация намерена сохранить ключевую ставку на уровнях, близким к нулевым, чтобы облегчить финансовым организациям доступ к средствам, которые затем могут быть направлены на кредитование реального сектора экономики.
Главный экономист Allianz и колумнист The Financial Times Мохаммед Эль-Эриан в своем «твиттере» предупредил, что «вау-ревизия данных ВВП США свидетельствует о разнонаправленности тенденций в мировой экономике и политике». Если по итогам прошлого года рост экономик развитых стран опережал развивающиеся, то по итогам 2014 года наметились различия в стане самих развитых стран. Американская экономика чувствует себя лучше, чем экономики других развитых стран – Великобритании, Германии и Японии.
Великобритания
В уходящем году британская экономика показывает высокий и относительно стабильный рост. По сравнению с тем же периодами 2013 года в первом квартале ВВП увеличился на 3%, во втором – на 3,2%. Но ожидания по итогам всего 2014 года становятся все более скромными. В октябрьском прогнозе по мировой экономике (WEO) эксперты МВФ называли цифру 3,2%. В ноябре ОЭСР писала о повышении британского ВВП на 3%, аналогичный прогноз на уходящий год выпустило тогда же и бюро PricewaterhouseCoopers. В начале декабря Британская торговая палата сократила собственный прогноз с 3,2 до 3%.
Окончательный показатель в 2,6% за третий квартал (к 2013 году) стал для экспертов большим разочарованием. Он гораздо ниже первых оценок: Управление национальной статистики (ONS) прогнозировало 3%. «От этих данных не очень-то веет новогодним настроением, – заявил Financial Times старший экономист Investec Филипп Шоу. – Теперь уж никоим образом британская экономика не достигнет спрогнозированных 3% роста по итогам года».
Основной причиной замедления роста ONS считает слабые показатели торговли. Британский экспорт упал в июле–сентябре на 1,6% к предыдущему кварталу, зато импорт вырос на 0,6%. Кроме того, уменьшился поток инвестиций – на 1,4%. «Если Англия потеряет доверие иностранных инвесторов, властям придется восстановить баланс в экономике путем ослабления курса валюты и понижения внутреннего спроса», – уверен аналитик HSBC Саймон Уэллс.
Колебания курса ведущего британского индекса FTSE 100 в уходящем году отражали скорее внешнеэкономическую конъюнктуру. Самые сильные падения показателя пришлись на конец сентября (после объявления второго этапа секторальных санкций против Москвы) и начало декабря, когда обвал цены на нефть заставил инвесторов усомниться в темпах восстановления мировой экономики. С начала года по 23 декабря FTSE 100 снизился на 2,1%.
Германия
По сравнению с предыдущими двумя годами скорость локомотива европейской экономики увеличивается. В 2012 году ВВП Германии прибавил 0,7%, в 2013 году – 0,4%. По итогам этого года рост может быть в три раза выше. Так, в октябре МВФ прогнозировал показатель на уровне 1,45%. В ноябре эксперты ОЭСР заявили, что в 2014 году немецкая экономика прибавит 1,5%. Декабрьский прогноз Федерального банка Германии – 1,4%.
В то же время негативное влияние на экономический рост ФРГ оказывают экономический спад в еврозоне и украинский кризис. «Война санкций охватывает все, это не может не оставить следов в экономике», – отмечал в октябре аналитик банка BayernLB Штефан Кипар. Тогда вышли данные государственного статистического ведомства Destatis по объемам экспорта ФРГ за август: в месячном исчислении показатель упал почти на 6%, максимально с января 2009 года. Более того, в январе–августе экспорт в Россию упал на 16,6% к аналогичному периоду 2013 года.
Ведущий фондовый индекс Германии – франкфуртский DAX – вырос с начала года к 23 декабря на 3,9%. Примечательны в этом году были «медвежьи» периоды на рынке. Первое падение пришлось на начало августа – неделю после первых секторальных санкций ЕС. Затем DAX снижался с середины сентября по середину октября (на фоне третьего пакета санкций и слабой экономической статистики). В начале декабря, после неблагоприятного прогноза Федерального банка (рост ВВП не выше 1% в 2015 году), индекс за неделю потерял почти 8%.
Япония
Вопреки обещаниям пришедшего к власти в 2012 году премьер-министра Японии Синдзо Абэ, японская экономика в 2014 году фактически впала в рецессию. К резкому сокращению ВВП с апреля по июнь (на 7,1% в годовом исчислении) и затем с июля по сентябрь (на 1,6% вместо ожидавшегося роста на 2,2%) привело апрельское повышение налога с продаж с 5 до 8%, что ударило по потребительским расходам. Теперь сомнительно, что экономика сумеет достичь целевых показателей по инфляции, которые правительство Абэ установило в нынешнем фискальном году (кончается в марте 2015 года) на уровне 2%, в октябре инфляция замедлилась до 0,9%. Цель в 2% теперь перенесена на следующий фискальный год.
В октябре Банк Японии принял решение об увеличении программы количественного смягчения на ¥30 трлн в год – до ¥80 трлн ежегодно (более $720 млрд). Это привело к рекордному ослаблению иены к доллару с июля 2007 года, что помогло экспортерам, но ударило по малому бизнесу и аграрному сектору. Ожидается, что правительство одобрит для них дополнительный пакет помощи в $29 млрд.
В результате неожиданного сокращения экономики Абэ пришлось отложить до 2017 года дальнейшее повышение НДС до 10% (сейчас – 8%), первоначально оно было запланировано на октябрь 2015 года. Японское правительство повышает налоги, чтобы сбалансировать бюджет: на данный момент страна обладает самым большим госдолгом в мире (более 240% ВВП). В свою очередь решение о сохранении налога на нынешнем уровне привело к тому, что в начале декабря агентство Moody’s понизило кредитный рейтинг Японии на одну ступень – до A1, выразив опасения, что правительству не удастся продолжать стимулирование экономики и держать под контролем госдолг одновременно.
Несмотря на экономическую неопределенность, индекс Токийской биржи Nikkei 225 вырос с начала года к 24 декабря более чем на 9,5%, до 17 854,23 пункта.