Экономика, 25 мар 2009, 21:36

Газпром: Изменение работы ГТС Украины поставит под удар всю Евразию

Несанкционированное Газпромом изменение режима работы газотранспортной системы (ГТС) Украины может повлечь непредсказуемые последствия в Евразии.
Читать в полной версии

Такое мнение сегодня журналистам высказал член правления, начальник департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Газпрома Олег Аксютин, комментируя подписанную 23 марта Евросоюзом и Украиной декларацию по модернизации украинской ГТС.

Он подчеркнул, что выполнение этой декларации предусматривает изменение режима работы системы, при этом он меняется без санкции Газпрома, которая необходима для таких случаев.

"Учитывая степень интеграции наших газотранспортных систем, а также тот факт, что работа украинской ГТС является неотъемлемой частью режима экспортных поставок Газпрома и наших экспортных контрактов, Газпром обязан санкционировать проведение любых работ, связанных с изменением пропускной способности экспортных трубопроводов Украины", - сказал О.Аксютин, добавив, что украинская ГТС полностью синхронизирована с работой Единой системы газоснабжения России.

"В этой связи несанкционированное изменение режимов работы украинской ГТС сразу скажется не только на экспортных контрактах, но и на процессе добычи российского и центральноазиатского газа, что может повлечь за собой непредсказуемые последствия на всем евразийском пространстве", - отметил О.Аксютин. По его словам, нормальное функционирование системы газовых поставок "может быть обеспечено только координацией всех технологических звеньев и процессов от добычи и транспортировки до потребления газа".

Украина и Евросоюз после трехлетнего обсуждения 23 марта 2009г. в Брюсселе подписали совместную декларацию по модернизации украинской ГТС. По оценкам европейским экспертов, объем инвестиций в этот проект до 2013г. оценивался в 2,5 млрд долл. Однако, как сообщали президент Украины Виктор Ющенко и премьер Юлия Тимошенко, для расширения мощности системы на 60 млрд куб. м потребуются финансовые вложения в объеме 5-6 млрд долл. Модернизация ГТС займет от двух до семи лет. Российская сторона настаивала на своем участии в модернизации, поскольку она является поставщиком сырья.

На конференции в Брюсселе представители РФ выразили недовольство "ярко выраженным двусторонним форматом" договоренностей по этому проекту. Однако Ю.Тимошенко, комментируя это, заявила, что Украина и Евросоюз готовы привлечь Россию как партнера к программе реконструкции и модернизации украинской газотранспортной системы. Президент РФ Дмитрий Медведев заметил, что двусторонняя декларация Украины и ЕС по модернизации ГТС вызывает у России ряд вопросов, и заявил о намерении отложить до их разъяснения межправительственные консультации с Украиной.

Украина имеет развитую газотранспортную систему, которая включает 38,0 тыс. км газопроводов, в том числе 14 тыс. км - диаметром 1020-1420 мм, 73 компрессорные станции (110 компрессорных цехов), общая мощность которых - 5,4 тыс. МВт, 13 подземных хранилищ газа. Пропускная способность системы составляет на входе 290 млрд куб. м в год, а на выходе - 178,5 млрд куб. м в год, в том числе в страны Европы - 142,5 млрд куб. м. В 2006г. завершился международный аудит украинской газотранспортной системы, подтвердивший ее надежность как минимум на пять лет. Верховная рада Украины в феврале 2007г. приняла закон о запрете продажи украинской газотранспортной системы, вводящий табу на любые манипуляции с НАК "Нефтегаз Украины".

Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства