Низкие цены на нефть загнали беднейшие страны ОПЕК в долговую яму
Из-за низких цен на нефть бедные нефтедобывающие страны, в том числе Ангола, Венесуэла, Нигерия и Ирак, набравшие кредитов в условиях высоких котировок, оказались в долговой яме. Теперь для обслуживания своих финансовых обязательств им приходится поставлять своим кредиторам в три раза больше нефти, чем при благоприятной ценовой конъюнктуре, сообщает Reuters. Кроме того, возросшее долговое бремя усугубило раскол между членами ОПЕК — бедные страны настаивают на согласовании сокращения добычи, тогда как богатые члены картеля, в том числе Саудовская Аравия, выступают против этой меры, несмотря на то, что за последние два года стоимость нефти упала на 60%.
Ангола, крупнейший нефтедобытчик в Африке, заняла у Китая с 2010 года в общей сложности $25 млрд, в том числе $5 млрд — в прошлом декабре. В этом году нефтяной госкомпании Анголы Sonangol пришлось направить на обслуживание долгов страны почти весь объем добытой нефти. В этом году Анголе, Нигерии, Ираку, Венесуэле и Курдистану придется в целях обслуживания своих долгов поставить своим кредиторам нефть на сумму в $30–50 млрд, следует из расчетов Reuters, основанных на информации из открытых источников и данных источников, участвующих в переговорах о реструктуризации займов. При цене нефти в $120/барр. для погашения задолженности размером $50 млрд потребовались бы годовые экспортные поставки нефти объемом 1 млн барр./сут., тогда как при цене нефти в $40/барр. — более 3 млн барр./сут. «Все эти нефтедобытчики — Ангола, Нигерия, Венесуэла — занимали, чтобы выжить, но у них нет средств для инвестиций, — говорит агентству Амрита Сен из аналитической компании Energy Aspects. — Это весьма негативно скажется на перспективах их долгосрочного развития».
Китай также стал крупнейшим кредитором и для Венесуэлы. С 2007 года Венесуэла получила от КНР $50 млрд в рамках программы «нефть и топливо в обмен на кредиты». Лишь в сентябре 2015 года Каракас получил от Пекина $5 млрд. Условия венесуэло-китайских соглашений не известны, но по расчетам аналитиков Barclays лишь в этом году Каракас должен поставить Пекину нефть на $7 млрд, для чего потребуются годовые поставки объемом 800 тыс./барр. против 230 тыс./барр., когда нефть торговалась по $100/барр. На прошлой неделе представитель МИД КНР Хон Лэй сообщил, что Венесуэле удалось согласовать смягчение параметров своей кредитной линии. Условия сделки не раскрываются.
Нигерия и Ирак также задолжали миллиарды долларов в виде поставок нефти различным компаниям, в том числе Shell и Exxon Mobil, рассказали Reuters источники в отрасли и в госкомпаниях двух стран.
Ирак пытается согласовать смягчение условий кредитных линий с Exxon, Shell и ЛУКОЙЛом, чтобы направить дополнительные средства на проекты по разработке новых месторождений. В этом году страна должна была направить контрагентам нефть на $23 млрд, но сейчас Багдад утверждает, что у страны хватит нефти для погашения лишь $9 млрд долга.
Нигерия должна в этом году направить крупным нефтяным концернам нефти на $3 млрд в обмен на инвестиции, направленные последними в разработку месторождений страны.
Иракский Курдистан должен в этом году направить торговым компаниям Vitol, Petraco, а также Турции нефти на $3 млрд.
С 2009 по 2015 год Эквадор занял у китайских и таиландских компаний порядка $8 млрд, за которые страна обязалась рассчитаться нефтяными поставками, следует из данных нефтяной госкомпании Эквадора.
У более состоятельных членов картеля — Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта и Катара — очень мало СП с иностранными компаниями, нет соглашений на условиях предоплаты с Китаем и нет необходимости занимать у трейдеров.
Поскольку большая часть нефтяной выручки бедных членов картеля в последнее время направлялась на выплату долгов, финансирование инфраструктурных проектов и разработки месторождений практически остановилось. В этих условиях в Нигерии и Венесуэле ожидается резкое сокращение добычи, тогда как Саудовская Аравия, активно финансировавшая новые проекты, напротив, готовится ее наращивать. Отсутствие долгов позволяет Эр-Рияду вкладывать средства в развитие месторождений и укрепление своих позиций на мировом рынке нефти.
Тем временем Нигерии и Венесуэле срочно нужна договоренность о заморозке добычи, которая могла бы повысить котировки и помочь им профинансировать новые проекты и сократить объем нефти, которую им нужно направить кредиторам для расчета по долгам.