В росте цен на бензин ищут следы сговора нефтяников
В настоящее время для регулирования в дальнейшем цен на нефтепродукты Министерство по антимонопольной политике предлагает ведение системы биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, ужесточение требований к применению давальческих схем для того, чтобы не вся продукция нефтеперерабатывающих заводов оставалась в холдингах, а частично принадлежала бы независимым производителям.
Кроме того, для более эффективного регулирования российского рынка нефти и нефтепродуктов МАП предлагает правительству более оперативно реагировать на изменение мировых цен на нефть и нефтепродукты. "Надо, чтобы временной лаг между принятием решения правительства об изменении экспортных пошлин и вступлении их в силу составлял не 2 месяца, как сейчас, а максимум 7 дней", - сказал Илья Южанов.
Министр сообщил также, что факты сговора между нефтяными компаниями о повышении цен на бензин не обнаружены. По словам Ильи Южанова, МАП не располагает достаточным количеством инструментов для обнаружения фактов сговора, а действующее законодательство не предусматривает таких способов наказания участников сговора, которые могли бы действительно упреждать подобные деяния. В частности, по действующему законодательству, максимальный штраф, которому может подвергнуться участник сговора, составляет 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Илья Южанов отметил, что для повышения эффективности работы министерства необходимо наделить МАП такими полномочиями, которыми обладают аналогичные ведомства в западных странах, в частности, правом проведения рейдов по выемке необходимых документов у компаний и определения телефонных контактов фирмы.
Вместе с тем, по словам министра, "МАП очень тревожит наметившаяся тенденция вертикально интегрированных нефтяных компаний к скупке сетей АЗС". Обещано, что министерство будет следить за подобными сделками с целью недопущения монополизации рынка. По данным МАП, в настоящее время около 70% АЗС являются независимыми от вертикально интегрированных нефтяных компаний и только 30% входят в крупные холдинги. Однако Илья Южанов отметил, что эта цифра условная, поскольку фактически все нефтяные компании используют франчайзинговые схемы, применяя которые, они практически контролируют независимых розничных продавцов нефтепродуктов.