Экономика, 25 июн 2010, 17:20

С начала года цены на бензин прибавили 18% и продолжают расти

В мае 2010г. цены на бензин в России выросли на 3,3% по сравнению с апрелем, а всего с начала года они увеличились на 17,9%, сообщило сегодня Минэкономразвития. Рост цен в министерстве объясняют сезонностью.
Читать в полной версии

Мониторинг ситуации за первые пять месяцев года также показал, что за первые 5 месяцев года цены на нефтепродукты в целом выросли на 10,7% (в мае - 2,5%). Стоимость топочного мазута выросла в январе-мае на 2,3%, а дизельного топлива - на 11,9%.

В мониторинге МЭР отмечается, что в мае цены на дизельное топливо снизились по сравнению с апрелем на 1,2%. Это произошло после продолжительного сезонного роста цен с января по апрель - на 13,3%.

Высокие цены на бензин и другие нефтепродукты в России уже не первый год привлекают внимание антимонопольных органов. Так, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ в 2008г. возбудила несколько дел в отношении крупнейших нефтяных компаний страны, завершившиеся крупными штрафами, исчисляемыми миллиардами рублей. В частности, "Газпром нефть" оштрафовали на 1,36 млрд руб., ТНК-ВР - на 1,1 млрд руб., ЛУКОЙЛ - на 1,44 млрд руб., "Роснефть" - на 1,51 млрд руб.

Однако на этом ФАС не остановилась и уже в 2009г. вновь обвинила те же нефтяные компании в манипулировании ценами на рынке нефтепродуктов. На этот раз на ТНК-BP был наложен штраф на 4,2 млрд руб., "Газпром нефть" оштрафована на 4,7 млрд руб., "Роснефть" - на 5,3 млрд руб. и ЛУКОЙЛ - на 6,5 млрд руб. В настоящее время ряд компаний обжалуют решения антимонопольного ведомства в судах.

Судебные разбирательства пока выигрывают антимонопольщики: месяц назад президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ подтвердил сегодня законность наложения штрафа на ТНК-ВР в 1,1 млрд руб. за установление монопольно высоких цен на топливо летом 2008г. Этот штраф в итоге был выплачен компанией.

По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, цены на бензин по сравнению с экспортной альтернативой завышены на 15-20% и они должны не увеличиваться, а уменьшаться. В свою очередь нефтяники своей вины в высокой стоимости бензина не видят и кивают на налоги, акцизы и прочие сборы, которыми их облагает государство.

И хотя И.Артемьев ожидал снижения стоимости нефтепродуктов после решения ВАС по делу ТНК-BP, этому едва ли суждено произойти: власти в настоящее время рассматривают варианты отмены транспортного налога, который предлагается заменить увеличением акцизов на бензин. Последнее должно неминуемо привести к очередному удорожанию топлива, считает глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.

Pro
Как часто компании подставляют друг друга — исследование
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
От стажера до руководителя: что нужно понимать на старте карьеры в IT
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Большой обзор ИТ-систем для работы с кадрами: цены, примеры и минусы
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов