Экономика, 25 авг 2014, 01:05

Трамвай желания: как создавался проект покорившего интернет трамвая R1

«Драгоценный камень в металлической оправе», «Трамвай-убийца», «Трамвай-мясорубка», «Айфон» на рельсах» — в интернете о трамвае Russia One (R1) отзывы противоречивые. Вот премьер-министру Дмитрию Медведеву, побывавшему на презентации R1 на выставке «Иннопром-2014», трамвай понравился. «А теперь опять про трамвай. Сейчас будем подписывать сразу договор», — улыбаясь, говорит Медведеву гендиректор Уралвагонзавода (УВЗ) Олег Сиенко. «Давайте», — отвечает тот, глядя на двух молодых людей, стоящих перед ним.
Читать в полной версии
Фото: предоставлено «Лабораторией Маслова»

Алексей Маслов и Максим Кузин еще недавно не имели отношения к дизайну транспортных средств. Сейчас они спокойно рассказывают Медведеву о трамвае – спокойно, потому что накануне долгожданной презентации не спали трое суток и на волнение сил уже не осталось. После осмотра трамвая представители администрации Екатеринбурга подписывают с УВЗ соглашение на поставку 50 низкопольных трамваев R1 к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Журнал «РБК» выяснил, как малоизвестной «Лаборатории Маслова» удалось пробиться к гигантским госкомпаниям и убедить их в том, что этот трамвай может существовать не только в чертежах и эскизах.

«Лаборатория» и «Атом»

Здание, в котором находится офис «Лаборатории Маслова», еще недавно выходило на улицу сильно обшарпанным фасадом. Сейчас дом отремонтирован так, что походит на новостройку. Максим Кузин, гендиректор «Лаборатории Маслова», встречает меня у входа. Докуривает сигарету, тушит ее о подошву кроссовка и кладет окурок в задний карман джинсов.

— Ну, не выкидывать же его здесь, — говорит он, поймав мой недоумевающий взгляд. — А чего урну не поставите? Вы же промышленным дизайном занимаетесь. — Да она есть, но за углом. Выброшу в офисе.

Не делать лишних движений — в этом, коротко говоря, состоит ключевое умение Максима Кузина. В его резюме в строке «специализация» значится «руководство рабочими группами, достижение целевой эффективности и мощности». Примерно за это он и отвечает в «Лаборатории Маслова». «Маслов делает то, что он больше всего любит и умеет, — генерирует идеи и придумывает дизайн. А я помогаю воплощать эти самые идеи в жизнь», — резюмирует он.

Фото: Marc Bonneville для РБК Во время работы с Уралвагонзаводом Алексей Маслов часто говорил о дизайне транспорта: выступал на совещаниях, предлагал свои идеи

Максим окончил Московский авиационный институт и долго работал в рекламных агентствах. Спустя несколько лет он уволился и начал консультировать компании в качестве менеджера проектов. В 2013-м одним из клиентов Максима стала «Лаборатория Маслова». Вскоре ребята стали работать вместе на партнерских договоренностях.

Помещение, которое занимает «Лаборатория Маслова», обставлено по канонам «творческих пространств»: кирпичная кладка стен, высокие потолки, мебель из IKEA. На вешалке — серая толстовка с логотипом УВЗ, крупнейшего отечественного машиностроительного предприятия «Уралвагонзавод» и главного клиента «Лаборатории Маслова». Максим представляет сидящих в комнате сотрудников компании, вернее, двух компаний — «Лаборатории Маслова», созданной в 2010 году, и опытно-конструкторского бюро «Атом» (ОКБ «Атом»), зарегистрированного уже в процессе работы над трамваем.

«На наших проектах постоянно задействовано 25–40 человек. Большинство с нами сотрудничают удаленно, в качестве фрилансеров. Штатно в компании работает 13 человек», — говорит Максим. Еще два года назад дела «Лаборатории» обстояли иначе: студия арендовала более скромное помещение, а ее штат состоял из двух человек.

«Я был, наверное, первым дизайнером, которого взяли в «Лабораторию», — вспоминает бывший сотрудник компании Александр Денисов, работавший на Маслова с середины 2012 года. — Большую часть времени мы сидели в офисе с Алексеем вдвоем. Он сам всегда общался с заказчиком, как правило, сам придумывал и продавал идею клиенту, а уже потом давал поручения мне».

Фото: предоставлено «Лабораторией Маслова» У Алексея Маслова сразу возникла идея, что кабина трамвая должна быть наклонена вперед

Математик, инженер, дизайнер

Алексей Маслов окончил Военно-космическую академию им. А.Ф. Можайского по специальности «математика». В 2002-м он переехал из Санкт-Петербурга в Москву, днем нес воинскую службу, а вечером подрабатывал в рекламных агентствах. Дизайнерского образования у Алексея нет — говорит, ему просто всегда нравилось рисовать.

«Родители рассказывали, что рисовать я начал раньше, чем говорить», — смеется он. В 2004-м устроился в PR-агентство «Правила игры» Петра Шепина, коммерческого директора Первого канала. Полутора лет сотрудничества с ТВ хватило, чтобы завести нужные знакомства и втянуться в телевизионную «тусовку», — потом Маслов работал дизайнером на каналах «НТВ» и ВГТРК.

В 2006 году состоялось важное для Маслова знакомство — с известными в Интернете прокремлевскими пропагандистами Константином Рыковым и Алексеем Жаричем. Рыков тогда организовал сайт russia.ru, а дизайн портала заказал Маслову. Этот и несколько других интернет-проектов объединили в холдинг New Media Stars, гендиректором которого стал Рыков, его замом — Жарич. Под проекты Рыкова Маслов создал дизайнерскую студию Redstorm. «Алексей, как и любой другой дизайнер, мечтал о собственной компании. Redstorm, видимо, был попыткой сделать таковую хотя бы на уровне бренда», — рассказывает директор креативного агентства Red Keds Виталий Быков. Просуществовал Redstorm недолго: в 2008-м Маслов ушел в «Сноб» на должность арт-директора медиагруппы, примерно тогда же Redstorm и закрылся.

Но заниматься сторонними заказами Алексей продолжил. Когда телекомпания «ВИD», главный производитель программ для «Первого», преобразовывалась в «Красный квадрат», новое руководство заказало дизайн брендбука Маслову. «Мы выбрали тогда еще молодого, но амбициозного дизайнера. В итоге создали за короткий срок яркий образ компании, который остается актуальным и по сей день», — вспоминает гендиректор ГК «Красный квадрат» Илья Кривицкий. Вскоре к Алексею Маслову обратился Уралвагонзавод, крупнейший производитель бронетехники в России.

Фото: предоставлено «Лабораторией Маслова» Один из главных недостатков R1 – малое число посадочных мест

Среди своих

В 2009-м на Уралвагонзаводе сменилось руководство. Компанию возглавил Олег Сиенко, руководивший ранее ООО «Газэкспорт», «дочкой» «Газпрома». На волне кадровых перестановок пригласили Алексея Жарича — оценить информационную политику корпорации в качестве стороннего консультанта. Жарич, имевший за плечами несколько громких пропутинских проектов, написал для УВЗ концепцию информационного развития на два года вперед под названием «Возвращение к истокам». Воплощать ее Алексея Жарича и позвали в 2010 году.

Фото: предоставлено «Лабораторией Маслова» «Алексей хотел, чтобы вперед выходила большая коса – что-то вроде бампера. Она была очень эффектна с одних ракурсов, но с других выглядела слишком агрессивно. Мы долго ломали над ней голову, потом решили проблему просто: убрали эту выступающую «губу», – вспоминает Ярослав Рассадин, участвовавший в разработке эскиза

Ключевым этапом «Возвращения» значился глобальный ребрендинг УВЗ. «Прошлый логотип — зеленая буква «У» с полосками — был придуман в 1990-х и выглядел «новоделом». Было очевидно, что позиционирование УВЗ надо кардинально изменить», — говорит Алексей Жарич, работающий сейчас в корпорации заместителем гендиректора по взаимодействию со СМИ и органами госвласти. С такой задачей он обратился к уже проверенному человеку — Алексею Маслову.

Впрочем, Жарич утверждает, что «Лаборатория Маслова» предложила УВЗ наиболее выгодные условия: другие брендинговые агентства требовали не менее 1 млн долларов. «Корпорация находилась в тяжелых финансовых условиях, и такой ценник мы не могли потянуть», — рассказывает Жарич. А цена услуг «Лаборатории Маслова», по его словам, измерялась «в миллионах рублей».

Маслову проект понравился, он уволился из «Сноба» и поехал в Екатеринбург на УВЗ. «Я провел на заводе несколько дней, меня водили по цехам, показывали, как все работает», — вспоминает он. Вернувшись в Москву, Алексей занялся проектом. По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Дизайн Лаборатория Алексея Маслова» было зарегистрировано 26 августа 2010 года. А уже 1 сентября УВЗ объявил о запуске нового сайта.

Во сколько обошлось «Возвращение», в УВЗ сосчитать не могут. «Ребрендинг длился три года и подходит к концу только сейчас», — отмечает Жарич. В среднем такой проект стоит 3–5 млн рублей, его воплощение в жизнь — еще 20–40 млн, говорит руководитель агентства Depot WPF и сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России Алексей Андреев.

В 2012 году Жарич подключил «Лабораторию» к другому проекту — запуску магазина с фирменной одеждой uvzshop.ru. Всего на проект предполагалось потратить около 20 млн рублей, при этом на «Лабораторию» ложилась разработка дизайна одежды и сайта магазина.

«Мы хотели отшивать одежду на заводах в КНР по собственным лекалам. Для того чтобы нам отрекомендовали представителей в Китае, обращались даже в Торгово-промышленную палату», — рассказывает Алексей Жарич. В 2013-м, когда сроки по проекту уже горели, Маслов встретился с Максимом Кузиным, зная, что тот специализируется на налаживании рабочих процессов. В результате Максим занялся «выруливанием» магазина и другими проектами «Лаборатории». Сейчас одежду от УВЗ можно купить в интернет-магазине и небольших офлайновых точках, но в основном ее раздают партнерам и клиентам.

Фото: Олег Яковлев/РБК Еще несколько лет назад Максим Кузин работал в рекламных агентствах. Сейчас он возглавляет «Лабораторию Маслова» и ОКБ «Атом» и занимается налаживанием серийного производства R1

Фальстарт

Во время работы с УВЗ Маслов часто говорил о промышленном дизайне. «Алексей выступал на совещаниях, предлагал свои идеи того, как улучшить ситуацию с легкорельсовым транспортом», — вспоминает Жарич. Летом 2012 года корпорация представила на «Иннопроме» свою новинку — первый в России трехсекционный низкопольный трамвай 71-409. Он проходил финальные испытания в Екатеринбурге и еще не поступил в продажу. Технические характеристики трамвая сомнений не вызывали, но дизайн «новинки» устарел еще до того, как модель вышла в массовое производство.

«Цена обычного односекционного трамвая составляет порядка 20 млн рублей, а полностью низкопольная модель 71-409 стоит от 35 млн рублей. Но для премиального сегмента трамваю нужны новый дизайн и новые технологии», — рассказывает гендиректор ОАО «Уралтрансмаш» Алексей Носов. Было очевидно, что продать такой трамвай будет нелегкой задачей. Тогда Олег Сиенко впервые заявил, что для конкуренции с западными производителями необходимо кардинально изменить экстерьер трамвая.

Это замечание Алексей Маслов воспринял как руководство к действию и приступил к созданию эскиза нового трамвая. За помощью обратился к Ярославу Рассадину, шеф-дизайнеру конструкторского бюро Marussia Motors. «У Леши, как правило, есть четкий образ в голове. Тогда он задумал трамвай в весьма классическом дизайне, с небольшим «лбом», — вспоминает Ярослав.

Над проектом трудились около четырех месяцев: макет длиной чуть меньше метра вырезали из специальной пены на фрезеровочном станке, а в оранжевый цвет красили автомобильной краской. По словам Алексея Маслова, макет оранжевого трамвая всем в УВЗ понравился. Тем не менее проект застопорился.

А вскоре Маслов и Кузин обратились к Олегу Сиенко с официальным письмом, в котором просили «обеспечить возможность длительного сотрудничества с заводом «Уралтрансмаш» с подчинением А.Д. Носову и предоставить возможность произвести машину». К документу приложили дипломы, а также пообещали, что ответственный сотрудник — Максим Кузин — переедет в Екатеринбург. В конце декабря 2013-го было принято решение делать проект к конкретной -дате — 9 июля 2014 года, когда должен был состояться «Иннопром».

«Айфон» на рельсах

Работу над проектом распланировали по дням, но последние два месяца все равно пришлось трудиться по 16 часов в день и без выходных. За дизайн и инжиниринг трамвая отвечало созданное в феврале ОКБ «Атом» во главе с Максимом Кузиным, за брендинг и фирменный стиль — «Лаборатория Маслова». «У Алексея сразу возникла идея, что кабина трамвая должна быть наклонена вперед», — вспоминает Ярослав Рассадин, участвовавший в разработке эскиза. Технической базой для трамвая стал тот самый низкопольный 71-409 — от него в R1 трамвайное шасси.

Это полностью российская разработка, настаивают в УВЗ и «Атоме», не отрицая, что иностранные комплектующие в трамвае использовались. Например, интерьер был сделан в Австрии, часть деталей произведена в Швейцарии и Германии, признается Максим. Отдельная история связана с дверями трамвая: в «Уралтрансмаше» не было разработок, позволяющих изготовить задуманные Масловым и Кузиным двери, поэтому пришлось искать иностранного производителя.

«Я выбрал около 30 компаний и написал им в таком стиле: «Здорово, чуваки, мы делаем проект классного трамвая, но у нас сжатые сроки. Нужно сделать такую дверь, вот ее 3D-модель и идея, как ее можно построить. Не отправляйте это, пожалуйста, никому. Будет круто, если сможете помочь, до свидания», — рассказывает Кузин, откатываясь в кресле на середину комнаты, жестикулируя и вновь возвращаясь к столу. На следующий день ответили три компании — две формально и с большим числом вопросов, третья, из Австрии, в том же стиле: «Привет, Максим, наверное, крутой трамвай. Мы с радостью присоединимся и сделаем все, что нужно, дайте нам только немного времени». Австрийцы выполнили большую часть инженерии еще до подписания контракта и поставили дверь на завод до получения оплаты — по-другому не выходило. Гендиректор «Уралтрансмаша» Алексей Носов такому подходу к работе удивлялся, но ребят поддерживал.

Стоимость разработки эксперты оценивали в 20–30 млн рублей, но ребята признаются: из-за сжатых сроков R1 обошелся дороже. «Любой концепт стоит по крайней мере в 2 раза больше серийного экземпляра. Думаю, этот проект обошелся точно не дешевле 1,5 млн евро», — говорит Дмитрий Назаров, арт-директор студии «Иппиарт», занимающейся промдизайном транспортных средств. Продаваться трамваи будут по 40–50 млн рублей в зависимости от комплектации.

За две недели до «Иннопрома» проект чуть не сорвали. Работали на стенде, собирали трамвай, вспоминает Маслов, в какой-то момент стопка стекол стала падать на Кузина. «На производство этих стекол нужно несколько месяцев — если бы они разбились, проект был бы провален. Но Максим успел эти стекла удержать у самого пола — стальное кольцо, которое он всегда носил, под их тяжестью погнулось». Кузин показывает немного сплющенное кольцо — теперь дорого как память.

«Проект трамвая R1 показал, что корпорация готова производить конкурентоспособные трамваи для российских городов», — говорит Олег Сиенко. Заявить о себе УВЗ действительно удалось: по данным системы мониторинга СМИ «Медиалогия», количество упоминаний Уралвагонзавода в медиа выросло после «Иннопрома» с 1650 в июне до почти 5600 в июле.

Вопрос в другом: удастся ли УВЗ изменить инфраструктуру городов? Уже были российские концепты, обещавшие покорить мир: те же гоночные автомобили закрывшейся в 2014-м Marussia Motors или проект революционного «Ё-мобиля», проданный олигархом Михаилом Прохоровым за 1 евро. В УВЗ уверены, что R1 не повторит судьбу этих проектов, ведь он создавался на заводе, а не с нуля. «Если мы можем сделать одно серьезное изделие, значит, способны войти в серию», — уверен Алексей Носов. Представители «Мосгортранса», видевшие трамвай на выставке, в оценках более сдержанны. По их мнению, давать прогнозы слишком рано: еще даже нет опытного образца, который прошел бы испытания.

Начать работу над опытным образцом в «Атоме» планируют в ноябре этого года, а к концу 2015-го — уже выйти в серийное производство. «Для этого понадобится достроить производственные линии на УВЗ и, вероятно, развернуть дополнительный сборочный цех под Москвой. Я рассчитываю полностью окупить вложения в проект продажей 50 вагонов. Возможный контракт с Екатеринбургом — соглашение о намерениях уже подписано — должен покрыть эти инвестиции и даже принести прибыль», — улыбаясь говорит Максим и снова откатывается в кресле на середину комнаты.

Екатерина Шипилова

Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
КНР резко снизила поставки техники и ПО в Россию. С чем столкнется бизнес
Pro
Почему мишенью кибератак в России все чаще становятся небольшие компании
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным