Росимущество заявило о нехватке средств на содержание скважин и кораблей
По расчетам Росимущества, пересмотревшего и сократившего подпрограмму «Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации», на содержание госимущества не хватает на ближайшие три года 17,6 млрд руб. Это следует из проекта подпрограммы, опубликованного на портале regulation.gov.ru. На средства этой подпрограммы правительство содержит всю собственность, находящуюся на балансе Росимущества. «Текущий сценарий финансирования мероприятий госпрограммы не удовлетворяет запросам Росимущества в части дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию ранее заявленных критически важных мероприятий», — говорится в документе.
Под текущим сценарием понимается базовый вариант финансирования, рассчитанный на основании бюджетных лимитов. В 2016 году из бюджета на содержание госимущества выделено 4,5 млрд руб. Но Росимуществу требуется еще чуть более 6 млрд руб. на следующий год (в сумме 10,55 млрд руб.) — такой вариант финансирования агентство называет оптимистическим, то есть, по оценке Росимущества, подпрограмма по управлению федеральным имуществом на 2016 год профинансирована только на 43% от нужд агентства.
От управления этим имуществом агентство получает 233 млрд руб. в год (доход за 2014 год). В основном это доходы от участия в капиталах предприятий, включая дивиденды по акциям, а не от приватизации.
Нефть и газ не в фаворе
Наиболее дорогие объекты, лишенные финансирования, относятся к нефтегазовому комплексу, который напрямую принадлежит государству. Прежде всего не хватает 6 млрд руб. в 2016–2018 годы на ликвидацию четырех скважин Астраханского газоконденсатного месторождения. По расчетам РАН, стоимость ликвидации одной скважины составляет около 1,5 млрд руб. Росимущество указывает, что «Газпром», который эксплуатирует это месторождение, оценивает затраты на ликвидацию скважин в 18 млрд руб. за два года. На ликвидации скважин настаивают Генпрокуратура и Счетная палата на основании решения Советского районного суда города Астрахани, принятого еще в октябре 2010 года.
Росимуществу не хватает более 8,1 млрд руб. до 2018 года и на обследование 929 нефтяных скважин, которые считаются собственностью РФ и расположены на нераспределенном фонде недр. Но для того, чтобы определить их реальное состояние, до них нужно добраться на самолете. Стоимость авиационного обследования одной скважины Росимущество оценило в 70 тыс. руб. Привести в порядок эти скважины и принять их на баланс Росимущества потребовала в 2014 году прокуратура Ханты-Мансийского округа, поддержанная в этом судебными решениями.
Неликвидные пароходы
Без финансирования осталось и содержание конфискованных кораблей. В основном это рыболовецкие суда, которые после конфискации попадают на баланс Росимущества. Всего их 67 штук, и содержание их оценивается в 11,5 млрд руб. в год. Быстро избавиться от большинства этих судов не удается: они ветшают и теряют свою стоимость. В четверг, 24 декабря, Росимущество опубликовало законопроект, в котором предлагает разрешить перерабатывать их или уничтожать, если стоимость при продаже окажется ниже затрат на содержание и подготовку аукциона.
Увязли в Индии
Также в базовом варианте подпрограммы не оказалось денег и на контракт с адвокатским бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Совместно с этим адвокатским бюро Росимущество пытается взыскать $60 млн с индийских партнеров по проекту создания компании Titanium Products Private Ltd (TPPL). Расходы на эти судебные действия в 2016–2018 годах Росимущество оценило в 9,4 млрд руб.
Эта история началась в 2007 году. Тогда Россия и Индия договорились построить в штате Орисса завод по производству диоксида титана. Было организовано совместное предприятие — TPPL. Контрольный пакет акций достался России в лице Росимущества, чуть меньший — индийской компании Saraf Agencies. Потом выяснилось, что индийская сторона свою долю в проект не внесла, а Росимущество потратило $60 млн. Наконец, индийские акционеры заявили, что хотят выйти из проекта, добавив, что отдадут россиянам землю под строительство, если те компенсируют им все затраты, то есть заплатят порядка $120 млн. Теперь Росимущество оценивает в 9 млрд руб. на ближайшие три года оплату арбитражных расходов по иску к правительству Индии, времени на исследование вопросов права и фактов, составление документов, переписку и телефонные переговоры и т.п.
Неинтересно работать
Отдельно Росимущество указало на необходимость «осуществлять материальное стимулирование федеральных гражданских служащих Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов в виде денежной выплаты за качество выполнения должностных обязанностей». В базовом варианте, обеспеченном лимитами Минфина, эти средства не предусмотрены. В Росимуществе предлагают подтянуть их зарплаты до среднечиновничьего уровня.
Средний уровень оплаты труда в 2014 году, включая зарплату и все виды поощрений, в центральном аппарате Росимущества составил 64258 руб. в месяц. По территориальным управлениям средняя зарплата составляла 30892 руб., отмечается в проекте агентства. Там же указано, что средняя зарплата гражданских служащих в федеральных государственных органах в 2014 году составила 100,9 тыс. руб. в месяц. Всего на 2016–2018 годы предлагается увеличить фонд оплаты труда на 525 млн руб. — это 3,6 тыс. сотрудников, включая территориальные органы.
«В случае отсутствия дополнительного финансирования подпрограммы существенная часть федерального имущества не сможет быть вовлечена в коммерческий оборот и не будут привлечены частные инвестиции в развитие находящихся в федеральной собственности организаций», — говорится в проекте подпрограммы. Предупреждается также о снижении темпов приватизации, «что также будет являться сдерживающим фактором для дальнейшего роста российской экономики».