Экономика, 26 мар 2010, 14:41

Диктатура пролетариата в Европе: авиасектор тонет в забастовках

В Европе набирают обороты протесты работников крупных авиакомпаний. Кризис сократил рынок и "подкосил" авиаперевозчиков, заставляя их нести убытки и идти на непопулярные меры. Сотрудники же авиакомпаний не желают сокращения своих зарплат и ущемления прав и выходят на забастовки, то и дело подрывая авиасообщение в регионе.
Читать в полной версии

Можно сказать, что в европейской гражданской авиации назрела революционная ситуация, когда низы не могут, а верхи не хотят. Уступать не желает ни одна из сторон, но ни одной из них пока не удается одержать полноценной победы. Зато есть проигравшие - это пассажиры, с завидной регулярностью выступающие в роли заложников ситуации.

С начала года жертвами противостояния авиакомпаний и профсоюзов уже стали пассажиры, купившие билеты немецкой Lufthansa и британской British Airways (BA). Дурной пример, как всегда, оказался заразителен - на подходе забастовка персонала французской Air France и португальской TAP Air Portugal. Впрочем, и сотрудники отбастовавшихся компаний не намерены останавливаться на достигнутом - новая забастовка British Airways начнется уже завтра, грозя сорвать планы и подпортить настроение тысячам пассажиров.

Мелкий жемчуг пилотов Lufthansa

Первыми начали немцы. В конце февраля стачку провели пилоты крупнейшего национального перевозчика Lufthansa. Забастовка стала итогом долгих и безрезультатных переговоров профсоюза Cockpit с руководством компании. Из-за экономического спада Lufthansa начала экономить (к 2011г. планируется сократить расходы на миллиард евро) и переключать все больше рейсов на свои более дешевые дочерние компании. На этом фоне пилоты основной авиакомпании стали резонно опасаться за свои рабочие места и зарплаты, и в процесс вмешался профсоюз.

Забастовка, в которой приняли участие около 4 тыс. пилотов из Lufthansa и ее "дочек" Germanwings и Lufthansa Cargo, удалась на славу. В крупнейших аэропортах Германии тогда было отменено большинство внутренних рейсов, а также сорван ряд рейсов в европейские города. Десятки тысяч людей не смогли вовремя улететь по назначению - Lufthansa терпела убытки в размере 25 млн евро в день, возвращала деньги за билеты и пересаживала пассажиров внутренних рейсов на поезда за свой счет.

После четырех дней авиахаоса (с 22 по 25 февраля включительно) и 900 отмененных рейсов стороны согласились возобновить переговоры. Однако найти компромисс до сих пор не удается. Авиакомпания предлагает гарантировать пилотам сохранение рабочих мест до 2012г., но профсоюзы не согласны пойти на "заморозку" зарплат на этот период, и опасаются ухудшения условий труда. Других предложений пока нет. Стороны винят друг друга в срыве переговоров и потихоньку готовятся к новой забастовке, запланированной уже на 13 апреля с.г.

Впрочем, пилоты из России (да и многих других стран) едва ли поймут, почему их немецкие коллеги не соглашаются полетать с "замороженными" окладами. Стартовая зарплата капитана воздушного судна в Lufthansa - от 115 тыс. евро/год, а с учетом надбавок за опыт и выслугу лет она может достигать (по данным некоторых СМИ) 325 тыс. евро/год. В пересчете на месяц получается от 9,6 тыс. евро до 27 тыс. евро.

British Airways летит порожняком

В марте "отличилась" британская British Airways. Здесь в неравном бою сошлись профсоюз Unite и руководство компании, которое вынуждено искать варианты сокращения расходов. Авиаперевозчик предложил сотрудникам "заморозить" зарплаты на 2 года, а также сократить число бортпроводников на дальних рейсах с 15 до 14 человек. Это позволило бы British Airways сэкономить по 62,5 млн фунтов (70 млн евро) в год и хоть немного выправить свое положение.

Действительно, ситуация у British Airways и без забастовок довольно тяжелая: убытки британского авиаперевозчика за 9 месяцев 2009-2010 финансового года увеличились почти вдвое, составив 245 млн фунтов стерлингов (274 млн евро).

Долги компании растут, выручка падает, и положение компании надо как-то исправлять. Зарплаты персонала при этом сопоставимы с их немецкими коллегами: в год капитан авиалайнера зарабатывает в British Airways в среднем 120 тыс. фунтов стерлингов в год, или по 10 тыс. фунтов (11,2 тыс. евро) в месяц.

Однако профсоюзы с методами нынешнего гендиректора BA Уилли Уолша не согласились - 20 марта стартовала первая трехдневная забастовка персонала компании. Несмотря на то что British Airways привлекла персонал из резерва, хаоса и накладок избежать не удалось. Были отменены около 250 рейсов (как внутренних, так и международных), многие самолеты летели полупустыми, а немногочисленных пассажиров-смельчаков, не отказавшихся от билетов, кормили холодной едой.

Не повезло и любителям заглушить страх перед полетом с помощью алкоголя: бары на бортах British Airways во время стачки не работали.

Каждый день забастовки обошелся авиакомпании в 7 млн фунтов (7,8 млн евро). Однако стороны продолжают стоять на своем, ни на йоту не приблизившись к компромиссу. И уже завтра история повторится вновь: новая стачка бортпроводников и другого персонала BA пройдет с 27 по 30 марта включительно. Имиджевые потери British Airways никто даже и не берется подсчитывать. Впрочем, к ним компании не привыкать, достаточно вспомнить историю с проблемным открытием нового терминала в Хитроу в 2008г., когда в хаосе был потерян багаж сотен пассажиров.

Кто следующий

Уже 28 марта с.г. начнется забастовка персонала крупнейшего французского авиаперевозчика - Air France. В течение 4 дней профсоюз этой авиакомпании планирует попортить кровь неуступчивым менеджерам. Португальские пилоты и бортпроводники из TAP Air Portugal тоже готовы ввязаться в бой за свои права. Как это отразится на пассажиропотоке проблемных компаний, догадаться нетрудно.

Тем временем конечный потребитель, оказавшийся в данной ситуации меж двух огней, рано или поздно проголосует рублем. Точнее, фунтом или евро. И выбор, похоже, будет явно не в пользу европейских авиаперевозчиков. При сходных тарифах и прочих равных пассажир выберет надежную авиакомпанию с Ближнего Востока или Азии, где персонал получает куда меньше, но при этом так же профессионален и более покладист.

Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае