Анализ состояния и условия развития рынка рекламы в России
Впервые в 2002г. объем рынка рекламы в России превысит 2 млрд долл. Такое мнение в беседе с корреспондентом РБК в Санкт-Петербурге высказал президент Рекламного совета России Владимир Кисмерешкин. По итогам I квартала текущего года объем рынка оценивается в 800 млн долл. Если в 2000 году показатель величины российского рынка рекламы составлял 1 млрд 350 млн долл., то в 2001 году он увеличился до 1,8 млрд долл. Таким образом, в прошлом году рынок рекламы достиг и превысил докризисный, 1997 года, уровень в 1,7 млрд долл.
Тем не менее, сегодня Россия находится на последнем месте среди европейских стран по показателю полученного от размещения рекламы объема доходов на душу населения: менее 20 долл. на одного россиянина в год.
В целом, считает Кисмерешкин, России необходим новый закон "О рекламе". Принятый в 1995г. закон о рекламе тяжеловесен и не соответствует реалиям сегодняшнего дня. В частности, в нем введен неоправданно жесткий запрет на рекламу алкоголя. По словам Кисмерешкина, по предварительной оценке, либерализация рекламы крепкого алкоголя принесет России дополнительный доход в 150-200 млн долл., в частности, в Москве - 30-40 млн долл. Необходимо также, по его мнению, ввести новое определение понятия рекламы.
Кисмерешкин отметил, что сегодня затраты российских производителей на рекламу своей продукции приближаются по объемам к затратам на производство. "Рекламодатель уже понял, что реклама - это не роскошь, что она должна работать", - считает Кисмерешкин. Он пояснил, что сегодня "нет рекламы в чистом виде, а есть информационная поддержка маркетинговых решений". При этом он считает, что необходимо ограничить рекламу табачной продукции и пива, использующих образы молодежи, а также запретить рекламу, использующую образ врачей. Он заявил, что новый закон "О рекламе в РФ" должен быть написан так, чтобы он оставался актуальным на протяжении 7-10 лет.
Также, по мнению Кисмерешкина, в России необходимо провести унификацию регионального законодательства. Он привел пример, когда после бомбардировок на Балканах власти Новосибирска повысили тарифы на рекламу американских табачных компаний в 5 раз, аргументируя этот шаг своей политической позицией. В то же время, в соответствии с поправками в Федеральный закон "О местном самоуправлении", принятыми в конце прошлого года, от властей субъектов РФ муниципальным властям передается право размещения наружной рекламы. По мнению участников рынка, это приведет к появлению большего количества низкопробной рекламы.