«Коммерсантъ» узнал о подготовке к ограничению экспорта бензина
Министерство энергетики получило поручение правительства подготовить проекты документов для временного ограничения экспорта «отдельных видов нефтепродуктов», в число которых входит бензин. Об этом со ссылкой на материалы совещания у вице-премьера Александра Новака сообщает газета «Коммерсантъ».
Издание ознакомилось с протоколом совещания от 21 апреля, в котором значится, что правительство решило включить бензин в перечень товаров, которые «существенно важны для внутреннего рынка, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта».
Источник РБК, близкий к правительству, заявил, что некоторые компании вместо поставок на внутренний рынок экспортируют бензин. По его словам, мера пока превентивная, создается законодательная возможность таких мер.
По оценке эксперта исследовательской группы «Петромаркет» Анны Лишневецкой, ограничение на экспорт может привести к существенному падению оптовых цен, так как предложение бензина на внутреннем рынке вырастет на 200–400 тыс. тонн, а это 7–14% от текущего спроса.
По мнению управляющего партнера юридической компании «Позиция права» Егора Редина, само по себе включение бензина в перечень не влечет за собой немедленных последствий, но позволит правительству в случае необходимости быстро ввести ограничительные меры.
РБК направил запрос представителю Новака.
Ранее 16 апреля вице-премьер Александр Новак сообщил, что для стабилизации ситуации на внутрироссийском рынке правительство обсуждает введение ограничений на экспорт некоторых нефтепродуктов. «В ближайшее время, я думаю, мы определимся по этому вопросу. В принципе, чтобы стабилизировать рынок, это можно было бы сделать, но окончательное решение будет за правительством», — сказал он тогда.
В начале апреля региональные управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) разослали письма владельцам АЗС с просьбой обосновать рост цен на топливо в рознице с начала 2021 года. В письме к владельцам АЗС говорилось о необходимости в течение пяти дней с момента получения запроса направить в ФАС подробную информацию по каждому случаю роста цен на топливо начиная с 1 января, разъяснив причины роста, порядок формирования и изменения цен на топливо в рознице.
В марте Минэнерго объяснило, что рост цен на топливо в России вызван сезонным увеличением спроса и морозами. «Текущее изменение цен нефтепродуктов в рознице в первую неделю марта связано с общим изменением индекса потребительских цен (ИПЦ) с начала года, колебаниями оптовых цен внутреннего рынка на фоне сезонного роста спроса на топливо, а также частично возросшего на фоне заморозков спроса на основные виды топлива», — сообщили тогда в ведомстве.
В министерстве тогда заверили, что продолжают мониторинг цен на топливо и следят, чтобы рост цен оставался в пределах инфляции. Чтобы обеспечить стабильные поставки потребителям и поддержать объем торгов на бирже, правительство рекомендовало НПЗ увеличить загрузку сырьем и объем производства.
1 апреля Минэнерго сообщило, что справедливая цена бензина АИ-92 без демпферного механизма составляет 50,08 руб. за литр. «Фактическая цена бензина АИ-92 — 44,89 руб. за литр по состоянию на 25 марта 2021 года на территории Центральной России. Справедливая розничная цена без демпфера — 50,08 руб. за литр», — сообщили тогда в ведомстве. Там отметили, что без госвмешательства топливо бы стоило на 5,2 руб. дороже. Сейчас эту сумму государство фактически оплачивает через демпферный механизм за потребителей. Цель такого механизма — защита рынка от скачков цен. При высоких мировых ценах на бензин государство доплачивает нефтеперерабатывающим компаниям деньги, чтобы те резко не повышали стоимость топлива в стране. При низких мировых ценах производители отдают государству сверхприбыль.