Экономика, 26 мая 2011, 18:17

Валютный кризис в Белоруссии перерастает в топливный

Разразившийся в Белоруссии пару месяцев назад валютный кризис перерастает в топливный. После девальвации национальной валюты 24 мая цены на топливо в стране выросли сразу на 25%, а вскоре НПЗ вообще перестали производить отгрузку топлива на АЗС из-за отсутствия выгоды.
Читать в полной версии

Как сообщила РСН директор сети заправок "А-100" Ирина Володько, практически все сети автозаправочных станций испытывают дефицит топлива. "Сегодня мы приостановили реализацию бензина АИ-92. Связано с тем, что заводы неритмично осуществляют отгрузки", - сообщила она.

По мнению И.Володько, проблемы с поставками возникли из-за того, что заводам невыгодно продавать топливо на внутреннем рынке: "Сегодня цены, утвержденные концерном "Белнефтехим", не соответствуют реальным ценам на все виды топлива. Поэтому пока цены не станут реальными, вероятнее всего, заводам невыгодно продавать на внутренний рынок", - полагает директор сети АЗС.

Сразу после девальвации белорусского рубля 24 мая концерн "Белнефтехим" повысил цены на нефтепродукты в среднем на 20,4%. Стоимость одного литра бензина марки "Нормаль-80" выросла на 22%, АИ-92 подорожал на 19,7%, а АИ-95 - на 16%. При этом глава концерна Игорь Жилин признавал, что поставки нефтепродуктов на внутренний рынок убыточны.

"Повышение официального курса приблизит нас к стабильной работе, если у нас не будет новых колебаний. Нефть покупаем за валюту, а обменный курс, что получаем на рынке, никак не корреспондируется с тем, что мы должны заплатить", - заявлял И.Жилин в начале недели.

Помимо резкого роста цен на бензин, сразу после девальвации в республике ощутимо подорожали продукты питания. Агентство Reuters, ссылаясь на данные блогеров, приводит примерные цены на продовольствие в стране: малина из Испании - 64 долл., растворимый кофе - 18 долл. Пачка памперсов подорожала в среднем до 43 долл.

Белоруссия попала в затруднительное положение в начале этого года. Социально ориентированная политика Александра Лукашенко и его предвыборные обещания легли непосильным бременем на бюджет. Ситуация с платежным балансом неуклонно ухудшалась, а возникший валютный ажиотаж обескровил золотовалютные резервы Национального банка страны.

23 мая Нацбанк официально девальвировал белорусский рубль, понизив его курс к доллару сразу на 56%.

В настоящее время страна ожидает кредитной поддержки из антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 3 млрд долл. Однако эксперты не раз отмечали, что этих средств будет недостаточно, чтобы стабилизировать валютный рынок страны.

Pro
За вашим роутером постоянно следят чужие смартфоны. Зачем они это делают
Pro
Почему рано говорить о конце эпохи свободной торговли — The Economist
Pro
65% паролей взломают путем перебора за минуту. Как не попасть в это число
Pro
Цифровая «ачивка» лучше кэшбека на карте: как повышать лояльность зумеров
Pro
Пассивный доход и НДФЛ 0%. Станут ли личные фонды панацеей для россиян
Pro
Цифровая трансформация: 6 вопросов для выбора подходящей бизнес-модели
Pro
Как ИИ превращает людей в «кентавров» и «киборгов» — Fast Company
Pro
Цифровые двойники городов: как они устроены и зачем нужны