Экономика, 26 июн 2014, 15:39

Правительство определит правила игры на рынках со слабой конкуренциeй

Уже скоро правительство получит право определять правила игры на товарных рынках с высокой концентрацией — их нельзя отнести к естественным монополиям, но доля одного поставщика на них превышает 70%
Читать в полной версии
(Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

Четвертый антимонопольный пакет, который наделяет власти такими полномочиями, одобрен правительственной комиссией под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова и будет рассмотрен на заседании правительства в конце июля.

Правительственная комиссия в целом одобрила пакет 19 июня, рассказали РБК два высокопоставленных источника в правительстве. Обсуждение продолжается лишь по одному спорному пункту, касающемуся отмены "иммунитета" от антимонопольного преследования владельцев исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это подтверждает представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова. По словам одного чиновника, по «интеллектуалке» Шувалов примет решение в ближайшие дни — в случае его одобрения поправка войдет в текст документа, который готовят к рассмотрению правительством.

За июль комплекс поправок в антимонопольное законодательство пройдет рассмотрение правительственной комиссии по законопроектной деятельности. Нет пока заключения на документ и от главного правового управления администрации президента — после него тоже могут быть внесены коррективы, говорит один из собеседников РБК.

Документ наделяет правительство правом применять более жесткое антимонопольное регулирование на том или ином товарном рынке. В законопроекте речь идет о так называемых высококонцентрированных рынках с долей одного хозяйствующего субъекта более 70%. Чтобы ограничить возможные злоупотребления компании, положение которой близко к монопольному, правительство сможет определить для нее специальные правила работы (правила недискриминационного доступа).

В качестве примера такого рынка чиновники Федеральной антимонопольной службы (ФАС) приводят услуги по обеспечению авиатопливом самолетов в аэропортах. В отношении этих услуг, не являющихся естественномонопольными, правительство уже установило такие правила. Их введение, отмечает представитель ФАС, сократило количество нарушений при реализации топлива в аэропортах.

Четвертый антимонопольный пакет включает лучшие современные антимонопольные практики, рассказал на прошлой неделе глава ФАС Игорь Артемьев на встрече с президентом Владимиром Путиным. Его ведомство, сказал он, постарается их реализовать в ближайшие два-три года. Он также отметил, что документ разрабатывался два года в "жарких дискуссиях" с бизнесом, которые, по мнению предпринимателей, еще не вполне окончены.

К нормам по "интеллектуалке" нужен еще один комплекс нормативных актов, разъясняющих, как именно он будет применяться, говорит сопредседатель "Деловой России" Сергей Недорослев. "Мы выступали и будем выступать за то, чтобы это принималось совместным пакетом. Иначе получится так, что чиновники будут устанавливать цены на товары, созданные с помощью интеллектуальной продукции", — опасается он. На доработку таких норм, по словам Недорослева, ФАС согласилась.

У ведомства принципиально иной взгляд на цели «интеллектуального" регулирования. "Иммунитет" для товаров, созданных с использованием исключительных прав, — всего лишь коллизия, указывает представитель ФАС. Положения антимонопольного законодательства должны применяется в равной мере к любому товару, поясняет он. Тем более что товаров, при производстве которых не используются результаты интеллектуальной деятельности, практически не существует.

Четвертый антимонопольный пакет — набор поправок в антимонопольное законодательство, разработанных ФАС в том числе для реализации положений "дорожной карты" правительства по развитию конкуренции. К их числу, например, относятся нормы, расширяющие институт предупреждений в практике ФАС, к которым ведомство будет прибегать перед тем, как применять санкции к нарушителям. Другие положения расширяют полномочия ФАС: например, в части согласования создания государственных и муниципальных унитарных предприятий и создания совместных предприятий с активами более 7 млрд руб.

Елена Малышева

Зачем нужен четвертый антимонопольный пакет

Раньше ФАС не раз терпела неудачи в попытках уладить конфликты, возникавшие между производителями и поставщиками сырья для них, занимавшими приоритетное, практически монопольное положение на рынке. В каждом отдельном случае регулятору приходилось перекладывать ответственность на правительство — или конфликт заходил в тупик и производство останавливалось.

Разрыв "этиленового кольца"

В 2010 году ФАС не удалось урегулировать конфликт, возникший в пределах "этиленового кольца" в Башкирии и Татарстане — магистрального этиленопровода Салават — Стерлитамак — Уфа — Нижнекамск — Казань, владельцем которого является "Нижнекамскнефтехим". Башкирское предприятие "Каустик", получавшее через "кольцо" этилен от производителя «Газпром нефтехим Салават», спорило с ним из-за цены. После того как "Газпром нефтехим Салават" прекратил поставки этилена, в ситуацию вмешался Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра. Поставки этилена на "Каустик" были возобновлены, а в июне 2011 года стороны подписали контракт, по условиям которого "Каустик" в 2012—2016 годах должен получать от "Газпром нефтехим Салавата" не менее 95 тыс. т этилена ежегодно по этиленопроводу, напрямую связавшему два предприятия.

Спор из-за апатитов

В 2013 году ФАС вмешалась в спор между "Уралхимом" и поставщиком апатитового концентрата для его предприятий — "Фосагро". Стороны не сходились в цене на продукцию "Фосагро", причем "Уралхим" обвинял своего оппонента в монополизме. ФАС разработала формулу для определения цены на внутренние поставки, привязав ее к экспортной цене, но в результате "Уралхиму" пришлось платить больше, чем по условиям контракта, действовавшим до конца 2013 года. "Уралхим" несколько раз подавал на "Фосагро" в суд, и в итоге производитель отказался поставлять концентрат для предприятия "Уралхима". Оставшись без сырья, весной 2014 года одно из них — "Воскресенские минеральные удобрения" — временно прекратило работу.

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
«Уделите 80% своего внимания персоналу». Уроки лидерства с нуля