Экономика, 26 авг 2014, 01:30

Тонкий расчет: почему санкции не стали препятствием для «Роснефти»

В пятницу «Роснефть» подписала соглашение с норвежской буровой компанией Seadrill и ее «дочкой» North Atlantic Drilling Limited (NADL) об обмене активов: «Роснефть» приобретет 30% акций NADL за $925 млн, оплатив часть сделки 150 наземными буровыми установками. Еще в мае три компании заключили соглашение об инвестициях и сотрудничестве с целью развития проектов «Роснефти» на период как минимум до 2022 года. РБК разобрался, почему стратегически значимой для нефтяной компании сделке не помешали ни действующие ограничения Запада, ни риск дальнейших санкций.
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Еще в мае три компании заключили соглашение об инвестициях и сотрудничестве с целью развития проектов «Роснефти» на период как минимум до 2022 года. РБК разобрался, почему стратегически значимой для нефтяной компании сделке не помешали ни действующие ограничения Запада, ни риск дальнейших санкций.

В окружении санкций

«Роснефть» в июле была внесена в американский список секторальных санкций (Sectoral Sanctions Identifications, SSI): компании был перекрыт доступ к кредитным ресурсам США со сроком более трех месяцев. Еще в апреле в другой санкционный список — SDN — попал президент «Роснефти» Игорь Сечин: ему был запрещен въезд в Штаты, его собственность в случае нахождения под юрисдикцией США должна быть заморожена.

Помимо личных последствий статус SDN налагает некоторые ограничения на деятельность Сечина в качестве главы «Роснефти» в контексте сотрудничества с американскими партнерами (такими, как ExxonMobil). О наличии таких ограничений Минфин США сообщил в августе — спустя три месяца после внесения Сечина в список SDN. Например, американская компания не имеет права заключать с «Роснефтью» соглашения, подпись под которыми ставит Сечин. Но Минфин США оставил открытыми вопросы о других, менее однозначных формах взаимодействия заблокированного лица с бизнес-партнерами: к примеру, неясно, могут ли американцы вести прямые переговоры с Сечиным. В любом случае Exxon не свернула партнерство с «Роснефтью», в августе компании начали бурение скважины в Карском море.

В санкционных списках Евросоюза ни Сечина, ни «Роснефти» нет. Но ЕС в конце июля ввел ограничения на поставки оборудования для поиска и добычи нефти в России в особых условиях — в Арктике, в море на больших глубинах и в сланцевых структурах. 15 августа к этим санкциям присоединилась Норвегия. Потенциально эти ограничения затрагивают «Роснефть», которая как раз начала осваивать арктический шельф.

Тонкий расчет

Менеджмент Seadrill прикладывал усилия, чтобы просчитать последствия западных санкций для партнерства с «Роснефтью», рассказали The Financial Times источники, близкие к компании. У Seadrill сложная корпоративная структура: холдинговая компания зарегистрирована на Бермудах [британская заморская территория], менеджмент базируется в Лондоне, первичный листинг — в Нью-Йорке, на NYSE. Акции North Atlantic Drilling также торгуются в Нью-Йорке. Обе компании контролируются норвежским миллиардером Йоном Фредриксеном, который в 2006 году сменил гражданство на кипрское, чтобы не платить большие налоги.

Санкции США не распространяются на партнерство Seadrill, NADL и «Роснефти», утверждают американские юристы, с которыми поговорил РБК. «Мне не кажется, что у North Atlantic Drilling могут возникнуть какие-то проблемы [с американским законодательством], исходя только из листинга в США», — сказал глава вашингтонской юридической фирмы Ferrari & Associates Эрих Феррари. Листинг на бирже в США не делает компанию «американским лицом» (U.S. person) и не обязывает ее следовать американскому санкционному законодательству, говорит он.

«Компания не становится американской в рамках правил OFAC [Управление по контролю за иностранными активами — отвечает за экономические санкции США] просто потому, что ее акции или другие ценные бумаги торгуются на американской бирже», — подтверждает Клиф Бернс из Bryan Cave.

Санкции ЕС и Норвегии, по-видимому, также не повлияют на сотрудничество Seadrill и NADL с «Роснефтью». Например, высокотехнологичная буровая установка West Alpha, арендованная у NADL «Роснефтью» и Exxon для работ в Карском море, подпадает под экспортные ограничения для российской нефтяной отрасли, введенные Евросоюзом и воспроизведенные Норвегией, однако она была законтрактована еще в 2013 году. Санкции ЕС однозначно распространяются только на соглашения, заключенные после 1 августа 2014 года, а норвежские санкции — на договоренности после 16 августа. «Роснефть» планирует привлечь к бурению на шельфе еще шесть установок Seadrill/NADL, договор об этом был подписан в конце июля.

Финансовый директор Seadrill Руне Магнус Лундетрай в пятницу сказал норвежской газете Dagens Naeringsliv, что компания по-прежнему оценивает воздействие санкций на договоренности с «Роснефтью» по работе на шельфе. РБК запросило комментарий у лондонской юридической фирмы Slaughter and May, которая консультировала NADL и Seadrill по долгосрочному соглашению о сотрудничестве с «Роснефтью», подписанному в мае, но пока не получило ответа.

В Министерстве иностранных дел Норвегии, отвечающем за экспортный контроль, не смогли оперативно прокомментировать вопрос о санкциях. «Роснефть» отказалась от комментариев.

Читайте санкции внимательно

Несмотря на то что «Роснефть» и ее глава Сечин фигурируют в санкционных списках США, а США и ЕС ввели ограничения на поставку в Россию некоторой продукции для нефтяной отрасли, «Роснефть» пока не сталкивалась с серьезными проблемами из-за санкций.

В начале июня стало известно, что британские банки Lloyds и HSBC вышли из сделки по предоставлению кредита британской BP для покупки нефти и нефтепродуктов у «Роснефти» на условиях предоплаты. Но позднее сделка все-таки состоялась, в организации предоплаты приняли участие восемь международных банков. На тот момент в отношении «Роснефти» еще не действовали финансовые ограничения США.

После введения ограничений сорвалась аналогичная сделка «Роснефти» с трейдером Vitol, предполагавшая предоплату в $2 млрд, — об этом на прошлой неделе сообщила FT. Как ранее сообщало отраслевое издание Trade Finance Magazine, от участия в финансировании аванса отказался один из американских банков, входивший в синдикат.

В июле Сечин вошел в совет директоров итальянского шинного производителя Pirelli, в котором «Роснефть» приобрела непрямую долю в 13%. Pirelli с помощью сторонних юристов анализировала, как соотносится сделка с санкциями США, и пришла к заключению, что нарушений нет, сообщал 5 августа глава Pirelli Марко Тронкетти Провера. По его словам, санкции OFAC против Сечина не препятствуют его вхождению в совет директоров Pirelli.

«Роснефть» располагает значительными наличными резервами и ранее смогла привлечь многомиллиардные авансы в долларах за будущие поставки нефти», — говорилось в обзоре рейтингового агентства S&P, опубликованном в августе. Компания может привлечь дополнительные долгосрочные предоплаты по будущему экспорту в Китай, ожидает агентство.

Совместные проекты норвежской нефтегазовой компании Statoil и «Роснефти» могут пострадать из-за санкций, в частности возможны задержки с их реализацией, предупредил 25 августа глава Statoil Хельге Лунд. «Совершенно очевидно, что в некоторых областях у нас будут задержки. В основном речь идет о шельфовых проектах, глубоководных скважинах и проектах в Арктике», — сказал он.

Иван Ткачев при участии Алены Сухаревской

Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик