Экономика, 26 ноя 2008, 15:08

Эксперты: Авиаперевозчики будут консолидироваться

Высокие цены на керосин привели к убыткам многих российских авиакомпаний
Читать в полной версии

Уважаемые пользователи, свои вопросы аналитикам вы можете присылать на электронный адрес quote@rbc.ru. 16 октября 2008г. Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) направила в адрес семи российских нефтяных компаний - ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Газпром нефть", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "ТНК-BP Холдинг", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Татнефть" и ОАО "НК "Альянс" - предостережения о необходимости снижения цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями. ФАС отмечала, что "в настоящее время на российском оптовом рынке реализации нефтепродуктов отсутствуют экономические, технологические и иные основания, препятствующие вертикально интегрированным нефтяным компаниям снижать оптовые цены по всей номенклатуре нефтепродуктов, что в свою очередь должно привести к снижению розничных цен". По данным ведомства, с января по июль 2008г. оптовые цены на авиатопливо выросли на 39,9%, на дизельное топливо - на 52%, а на бензины А-76, Аи-92, Аи-95 и Аи-98 - на 30%, 29,6%, 25,9% и 19,2% соответственно. На розничном рынке только с апреля по июнь 2008г. цены на авиатопливо при заправке "в крыло" в аэропортах РФ выросли на 30%, а рост розничных цен на АЗС на дизельное топливо за тот же период составил 37,9%, на автобензины А-76 - 24,2%, Аи-92 - 21,7%, Аи-95 - 17,2%, Аи-98 - 14,5%. Предостережение ФАС возымело действие, и с 17 октября 2008г. НК "ЛУКОЙЛ" снизила цены на авиационное топливо на 9% или две тысячи рублей за тонну. В августе этого года компания снижала стоимость авиакеросина дважды - на 4% и 5%. 17 октября компания "Газпром нефть" объявила о снижении цен на авиакеросин на 12%. Это произошло после требования ФАС. Ранее сообщалось, что высокие цены на керосин привели к убыткам многих российских авиакомпаний, часть из которых не смогла выполнять полеты из-за долгов за топливо. Ранее, 15 июля 2008г., ФАС возбудила дела в отношении пяти крупнейших нефтяных игроков - "Газпром нефти", ТНК-ВР, НК "Роснефть", "Сургутнефтегаза" и НК "ЛУКОЙЛ". Антимонопольная служба усмотрела в их действиях факт злоупотребления доминирующим положением на рынке в части установления монопольно высоких цен на оптовых рынках авиакеросина и дизельного топлива в РФ. По данным ведомства, с января 2006г. по ноябрь 2007г. цены на авиаГСМ практически не менялись, а с ноября 2007г. по июнь 2008г. цены на авиакеросин выросли на 70%. Вопрос: Как вы оцениваете перспективы авиаперевозчиков на фоне недавнего снижения цен на авиатопливо? Заместитель начальника аналитического департамента "Арбат Капитала" Алексей Павлов: Авиаперевозки - низкомаржинальный бизнес, поэтому он особенно чувствителен к входящим затратам. Это вдвойне справедливо для российских авиакомпаний, где ситуация усугубляется еще и низким качеством летного парка. Отечественные самолеты, занимающие в нем существенную долю, в 1,5-2 раза проигрывают в эффективности зарубежным аналогам. Именно поэтому рост цен на керосин в первой половине текущего года очень болезненно отразился на российских авиаперевозчиках. Это привело к тому, что к наступившему осенью кризису компании оказались совершенно не готовы. Яркие примеры: печальная история с AirUnion и банкротство "Дальавиа". После этого банки наотрез отказываются кредитовать авиаперевозчиков, усугубляя их и без того печальное финансовое состояние. В последнюю неделю на рынке циркулируют слухи, что с финансовыми проблемами столкнулась "Сибирь". А ведь это крупнейший оператор рынка внутренних перевозок. Таким образом, на смену дешевеющему керосину пришли неподъемные кредиты. Более того, снижение цен на керосин идет крайне медленно и, как правило, только по директиве чиновников, то есть в режиме ручного управления. Например, на прошедшей неделе аэропорт Толмачево снизил стоимость топлива только после того, как гендиректор "Сибири" написал соответствующее письмо в ФАС и растиражировал его в СМИ. И еще один нюанс. В последние годы финансовая устойчивость российских авиаперевозчиков во многом определялась стремительным ростом пассажиропотока. Даже за первые 9 месяцев 2008г. этот показатель вырос на 15% в целом по стране. Очевидно, что уже в следующем году ситуация кардинально изменится, что еще раз ударит по авиакомпаниям. Сейчас в РФ их насчитывается около 150, через год будет в два раза меньше. Отрасль будет консолидироваться, и центром консолидации выступят крупные госкомпании, вроде создаваемых сейчас "Авиалиний России" или "Аэрофлота". Впрочем, если у последнего отберут роялти, на чем настаивает генеральный директор компании "Ростехнологии" Сергей Чемезов, то"Аэрофлоту", возможно, будет и не до приобретений. Аналитик ИГ "Универ" Ксения Поляк: Снижение цен на авиатопливо составило в России в среднем около 20%, хотя с начала года цены на керосин выросли приблизительно на 70-80%, а в условиях, когда банки не выдают кредиты, повышают стоимость заемных средств и сокращают кредитные линии, такое снижение незначительно улучшает перспективы отечественных авиаперевозчиков. При этом нужно учесть сохраняющиеся проблемы российских авиакомпаний, главной из которых остается устаревший парк самолетов, отсутствие хабов и современных аэропортов. Кроме того, в сентябре существенно снизился пассажиропоток на авиатранспорте. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта количество пассажиров, путешествующих первым и бизнес-классом в сентябре снизилось на 8%, и, вероятно, в дальнейшем эта тенденция сохранится. Количество пассажиров, путешествующих эконом-классом, сократилось в сентябре на 4%, а в целом пассажирский трафик упал на 4,4%. Аналитик ИК "Проспект" Ольга Тычкова: На мой взгляд, перспективы российской отрасли авиаперевозок неоднозначны. Кризис, безусловно, повлияет на цены на нефть, что должно быть позитивно для авиакомпаний, однако внутрироссийские цены на авиакеросин все же, по моему мнению, снизятся не сильно. Кроме того, следует отметить, что снижение стоимости топлива приведет лишь к аннулированию надбавок за топливо, то есть рентабельность от этого сильно не повысится. Возрастающие долги авиакомпаний, обслуживать которые в текущих условиях будет все сложнее и дороже, а также замедление экономического роста в мире и в России, следствием которого станет снижение объемов перевозок, дают основания полагать, что 2008г. будет не единственным неудачным для российских авиакомпаний. Аналитик ИК "Велес Капитал" Марина Иркли: Отрасль авиаперевозок вступает в период спада не только в связи с удорожанием авиатоплива. Эта отрасль в принципе характеризуется определенной цикличностью. Цикл может длиться 3-4 года, и обычно период роста сменяется в дальнейшем спадом. Это вызвано тем, что в период подъема основные авиаперевозчики в связи с растущим пассажиропотоком заказывают новые лайнеры. Срок поставки лайнеров может составлять несколько лет. Зачастую они начинают поступать тогда, когда в отрасли наступает спад. В результате пассажиропоток растет не так быстро, как в предыдущие годы, и новые лайнеры заполняются не полностью. Компании вынуждены демпинговать, привлекая пассажиров. Quote.rbc.ru

Pro
В компаниях впервые работают шесть поколений сразу. Как избежать балагана
Pro
Расти медленно и планомерно теперь невозможно. Как тогда достичь успеха
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители