Экономика, 26 дек 2002, 16:16

Рекламный кодекс России подписали 12 медиа-объединений

12 медиа-объединений, занимающие более 90% российского рынка рекламы, подписали Рекламный кодекс России.
Читать в полной версии

В частности, документ подписали Российский книжный союз, "Медиа-Союз", Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ), Российская ассоциация рекламных агентств, Ассоциация рекламодателей, Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), Международная рекламная ассоциация (IAA) и др.

Как сообщила журналистам вице-президент "Медиа-Союза" Елена Зелинская, участники рекламного рынка - рекламодатели, распространители, полиграфические компании, СМИ - согласились с принятием кодекса и теперь намерены согласовывать свои действия. Планируется, что в феврале 2003 года Рекламный кодекс подпишут представители региональных организаций рекламодателей и распространителей рекламы. После этого кодекс объединит практически всех участников российского рекламного рынка.

В свою очередь, президент "Медиа-Союза" Александр Любимов подчеркнул, что Рекламный кодекс позволит активизировать механизмы саморегулирования, снизив при этом нагрузку на законодательство в плане ограничений и контроля данного рынка. Однако компании, подписавшие кодекс, подчеркивают, что каких-либо санкций в отношении нарушителей кодекса не предусматривается, так как естественным ограничением станет репутация на рынке.

Кодекс вводит требования законности, пристойности, честности, корректности и достоверности рекламы. В соответствии с текстом документа, реклама не должна содержать заявлений или изображений, нарушающих общепринятые нормы пристойности, "без обоснованных причин играть на чувстве страха и усиливать комплексы, связанные с внешней непривлекательностью человека" (требование корректности).

В отношении достоверности, в частности, не допускается некорректное применение научных терминов и неуместных сведений научного характера. Статистические данные не должны представляться имеющими преувеличенную значимость. Также кодекс требует, чтобы сравниваемые параметры основывались на фактах, по которым могут быть представлены доказательства.

Рекламный кодекс конкретизирует нормы для рекламы, адресованной детям, финансовой рекламы, рекламы медикаментов, рекламы игр с призами, стимулирующих продажи, и прочее. Так, реклама лекарственных средств, медикаментов, методов лечения и товаров для здоровья не должна: использовать образ врача и фармацевта, быть адресована непосредственно детям до 14 лет, ссылаться на свидетельства об улучшении состояния или выздоровлении, создавать впечатление, что препарат не имеет побочных эффектов. Помимо этого, не допускается реклама способов похудения, коррекции фигуры без упоминания о необходимости изменения режима питания и физической активности, если это предполагается методикой, а также реклама, которая показывает нехирургические способы лечения необратимых процессов старения, создавая иллюзию полного восстановления, вызывая при этом необоснованные ожидания.

Также не рекомендуется поощрять и призывать детей увеличивать количество приемов пищи в день или заменять основное питание кондитерскими изделиями. Реклама также не должна утверждать, что рекламируемый товар может быть легко приобретен семьей с любым уровнем дохода. Недопустимо и необоснованное использование государственных атрибутов и символов авторитета органов государственной власти, а также должностных лиц.

Кодекс, подписанный участниками российского рынка рекламы, базируется на международном Кодексе рекламной деятельности. Специалисты полагают, что принятый документ не противоречит российскому закону "О рекламе", при этом формирует более широкую сферу понятий, правил и процедур, формализует сложившиеся в рекламной практике нашей страны правила и обычаи делового оборота, вводит профессиональные термины. В 2003 году планируется разработать процедуры и регламент применения кодекса.

Участникам рынка есть за что бороться: российский рынок рекламы может достигнуть к 2005 году 5 млрд долларов, что в 2,5 раза превысит показатели нынешнего года (более 2 млрд долларов). Такое мнение в интервью РБК высказал президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев. По его словам, прогноз оправдается, если потребительский рынок, с которым тесно связан рынок рекламы, "будет развиваться и дальше намеченными темпами, а также сохранятся условия экономической стабильности".

Эдуард Сагалаев также считает, что в будущем начнет увеличиваться доля рынка социальной рекламы. В США этот показатель по итогам уходящего года составит 9,8 млрд долларов, в России же пока, по различным оценкам, - около 20 млн долларов (не более 1% от объема рынка).

Напомним, оборот российского рынка рекламы в 2001 году составил 1 млрд 750 млн долларов, превысив докризисный, 1997 года, уровень, составлявший 1,7 млрд долларов. В 2002 году этот показатель вырос более чем на 15%.

Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски