Падение экономики, 27 фев 2015, 00:02

Эксперты составили список самых обсуждаемых инициатив правительства

Эксперты собрали топ-10 самых обсуждаемых в профессиональном сообществе правительственных проектов законов и приказов. Все они потенциально могут увеличить нагрузку на бизнес
Читать в полной версии
(Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

Борьба лоббистов по переписке

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) исследовал проекты актов, прошедших процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ) за полгода, с сентября 2014 по февраль 2015 года. Эта процедура применяется в отношении тех документов, которые потенциально могут создать дополнительные риски для предпринимателей, повлиять на инвестиционный климат или увеличить издержки бизнеса.

В топ-10 самых обсуждаемых профессиональным сообществом документов попали как законопроекты, так и проекты ведомственных приказов, регулирующих узкоспециальные вопросы. Это не те инициативы, которые активно обсуждаются в СМИ, например о повышении пенсий или о новой промышленной политике. Но во всех них есть нормы, которые могут повысить затраты предпринимателей, говорит замдиректора НИСИПП Олег Шестоперов.

На первом месте – подготовленный Минфином проект изменений ​в гл. 23  ч. 2 Налогового кодекса (НДФЛ). Текст собрал 4198 замечаний на сайте regulation.gov.ru, в обсуждении приняли участие 670 человек. Документ регулирует налогообложение доходов от лотерей. Минфин предлагает не применять налоговые вычеты к доходам от выигрышей, а освободить такие доходы от налогов (исключение составят выигрыши, полученные в букмекерской конторе и тотализаторе).

Поправки в закон «О безопасности дорожного движения» (второе место) устанавливают разрешенные сроки эксплуатации машин, которые определяют, когда нужно будет менять старую машину, приказ Минздравсоцразвития (седьмое место) может спровоцировать серьезные издержки на контроль у аптек и больниц, а проект Минсельхоза (третье место) вообще вводит новое регулирование, что вызвало большой резонанс еще на стадии обсуждения концепции (текста пока нет), поясняет Шестоперов.

Управляющий директор по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин вспоминает, что о проекте закона, обязывающего иностранцев и иностранные компании получать разрешение на покупку недвижимости в России, в союзе узнали через систему рассылки ОРВ. РСПП тогда подготовил два отрицательных заключения на разные редакции, и в результате удалось убедить Минэкономразвития отказаться от этой идеи, рассказывает он. Другой пример – проект закона об обращении недвижимого имущества в госсобственность (о национализации), РСПП выступил против него, сейчас работа над проектом приостановлена.

Как не советоваться с бизнесом

В ведомствах научились использовать процедуру оценки регулирующего воздействия, чтобы заранее оценить для последствия лоббирования того или иного документа, говорит чиновник правительства: «Они проходят только этап уведомления, на котором разработчик всего лишь сообщает, что задумал сочинить тот или иной акт, и смотрит на реакцию экспертов. После окончания срока уведомления разработчик уже решает, писать документ или нет».

Законотворцы, как правило, прислушиваются к замечаниям предпринимателей, если есть серьезные аргументы, но у бизнеса не всегда есть возможность повлиять на принятие документа через ОРВ, жалуется вице-президент «Деловой России» Николай Остарков: «Недавно был один очень серьезный законопроект по увеличению полномочий ФАС и муниципальных органов исполнительной власти по налоговой тайне, он имел большое значение для бизнеса, но не проходил ОРВ. Ускользнул от оценки регулирующего воздействия и Четвертый антимонопольный пакет, он шел не как целый проект, а как поправки и дополнения, хотя по значимости он гораздо важнее того, что попало в рейтинг».

Говорить о большом числе нарушений, связанных с непроведением ОРВ, нельзя, но часто складывается ситуация, когда, получив отрицательное заключение об ОРВ, ведомства либо договариваются с депутатами о внесении проекта, минуя правительство, либо вносят свои предложения в виде поправок ко второму чтению, сетует Александр Варварин. «Несмотря на отрицательное заключение, Роспотребнадзор утвердил санитарные правила и нормы «Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», после чего они поступили в Минюст на регистрацию. РСПП пришлось инициировать совещание у вице-премьера Ольги Голодец, чтобы снять их с регистрации. Сейчас идет работа над новой редакцией», – говорит он.

Похожий случай был с инициативой Роспотребнадзора об отмене уведомлений о проверках, говорит Шестоперо​​в. Впервые эти правки появились в ноябре 2013 года, но получили отрицательное заключение, в середине 2014 года Роспотребнадзор вывесил эти же правки, но под другим названием и в другой закон и вновь получил отрицательный отзыв. С третьей попытки им все же удалось внести поправки от отмене уведомлений, но уже через депутатов и в обход ОРВ, а в конце года президент подписал этот закон, рассказывает он.​

Минэкономразвития неоднократно выступало с инициативами, направленными на внедрение ОРВ в отношении законопроектов во втором чтении и внедрение переходных периодов, необходимых для адаптации к новым требованиям, сказал представитель министерства. Законопроект, предусматривающий две даты вступления в силу (1 апреля и 1 октября), а также минимум 6-месячный срок для вступления в силу законов, регулирующих деятельность бизнеса, уже внесен министерством в правительство.​

Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом