Экономика, 27 мая 2013, 11:37

Триллионы, выделенные на высокоскоростные поезда, могут отдать Москве

Мэр столицы Сергей Собянин предложил премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву перенаправить деньги, предназначенные для проекта высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ), на развитие Московского транспортного узла (МТУ), пишет сегодня "РБК daily". По подсчетам мэрии, такое вложение принесет государству гораздо больший экономический эффект.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Все три года, прошедшие с момента подписания президентом указа об организации в России высокоскоростного движения, проект существует только на бумаге. Государство до сих пор не решило, стоит ли ВСМ миллиардов бюджетных средств или их лучше направить на другие проекты.

В прошлом году переговоры ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) с чиновниками зашли в тупик. Монополия предлагала запустить пилотный проект с направления Москва - Санкт-Петербург (строительство оценивалось в более чем 1 трлн руб.), а затем проложить магистраль из Москвы в Екатеринбург через Нижний Новгород и Казань (около 2 трлн руб.). Профильные ведомства - Минтранс, Минэкономразвития и Минфин - не смогли выработать согласованную позицию.

В этом году проект ВСМ был реанимирован. Для продвижения проекта РЖД пригласили на работу бывшего губернатора Свердловской области Александра Мишарина. В апреле он сообщил, что теперь в качестве первого участка ВСМ рассматривается направление Москва - Казань, а ближе к осени правительству будут представлены все расчеты.

Между тем столичные власти пытаются убедить правительство в том, что государству будет гораздо выгоднее вложить деньги в развитие МТУ, нежели потратить их на создание системы высокоскоростных магистралей. В мэрии подсчитали, что только эффект экономии времени в пути в МТУ на 50% превышает социально-экономические эффекты от проекта ВСМ-2 (имеется в виду участок Москва - Екатеринбург, который должен был стать вторым по счету). Количество поездок "от двери к двери" в проекте ВСМ-2 к 2020г. составит 10 млн, тогда как в Москве (при условии реализации всех мероприятий) - 4 млрд, а внутри МТУ - 6,8 млрд.

Кроме того, в расчетах московских чиновников указывается, что при реализации проекта скоростных магистралей эффект от экономии времени в пути составит 265 млрд руб., тогда как при развитии транспортных коридоров Москвы и области - 1,9 трлн руб. для Москвы и 3,4 трлн руб. - для всего МТУ. "Еще более значительным будет влияние на ВРП регионов и ВВП страны", - утверждает представитель городской администрации.

Увеличение пропускной способности транзитных коридоров МТУ на 30%, среднесуточной скорости железнодорожных грузоперевозок с 10 км/ч до 15-20 км/ч, снятие транспортных ограничений на экспорт в западном, южном и северном направлениях, а также сокращение издержек при межрегиональной кооперации производства дадут повышение ВРП других регионов на 2,2 трлн руб. В Центральном федеральном округе (ЦФО) рост ВРП прогнозируется в размере 3,5 трлн руб. за счет сокращения времени в пути на 20% и увеличения в связи с этим производительного времени жителей московской агломерации. В итоге ежегодный эффект на ВРП достигнет 5,7 трлн руб., что в пересчете на ВВП страны составляет 8,5%.

Авторы концепции ВСМ-2 обещают прирост ВРП в городах - остановочных пунктах на 511 млрд руб. Представитель мэрии говорит, что эти расчеты и выводы уже были продемонстрированы Сергеем Собяниным главе правительства Дмитрию Медведеву. По его словам, программа развития МТУ до 2020г. объемом 7,1 трлн руб. сверстана с дефицитом. Не хватает 2,2 трлн руб., в том числе 1,2 трлн - до 2016г., в первую очередь на развитие пригородных железнодорожных сообщений, а также строительство и реконструкцию дорог на территории Московской области. "Нам нужно 200-250 млрд руб. в год дополнительно. Это как раз бюджет ВСМ", - указывает собеседник издания.

Источник в правительстве подтвердил, что ему известно о желании столичных властей. "Недавно было обращение в правительство, но вряд ли мэрии стоит ожидать положительного результата, на этот раз есть ощущение, что проект ВСМ действительно утвердят", - говорит он.

"Невозможно, чтобы деньги для ВСМ достались одной Москве, в которую и без того уходят огромные бюджетные средства, и государство дало четко это понять", - говорит собеседник газеты в РЖД. По его словам, в том числе и по этой причине монополии пришлось отказаться от строительства магистрали между двумя столицами.

Другой собеседник издания в транспортной отрасли парирует, что 60% грузопотока, проходящего через Москву, является транзитным, и потому в проект МТУ окажутся вовлеченными многие регионы.

Планируется, что 27 мая 2013г. президент Владимир Путин проведет совещание по ВСМ. Основной вопрос этой встречи - будет ли бюджетное финансирование и в каком размере, подсказывает источник в РЖД.

Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством