РФ предоставит Кубе связанный кредит в 355 млн долл.
Подписание данного соглашения было одобрено на заседании правительства РФ 14 сентября 2006г. Министерству финансов РФ было поручено обеспечить выделение данных средств.
Источник пояснил, что этот связанный кредит пойдет на закупку российских машин и оборудования, чем обеспечит поддержку российского экспорта. "Это пилотный проект по поддержке российского экспорта. Если он пройдет удачно, то можно расширять подобную практику путем предоставления другим странам связанных кредитов", - пояснил собеседник агентства.
Кроме того, источник сообщил, что в ходе визита М.Фрадкова будет подписано межправительственное соглашение об урегулировании кубинского долга перед РФ в объеме порядка 166 млн долл. Об этом РБК сообщил источник в российской делегации, сопровождающей М.Фрадкова в поездке. Источник не уточнил конкретные условия урегулирования долга, однако отметил, что речь идет о его реструктуризации, включая определенный льготный период. Кроме того, источник сообщил, что в ходе визита кубинский долг перед СССР, объем которого составляет порядка 26 млрд долл., обсуждаться не будет.
"Мы вынесли советский долг за скобки", - сказал собеседник. Он пояснил, что этот момент, а также реструктуризация кубинского долга перед Россией открывают новые возможности для российско-кубинских отношений. "Мы закрываем тему, которая не позволяла нам предоставлять Кубе новые кредиты", - пояснил собеседник.
В материалах к визиту отмечается, что кубинские власти не признают существования советского долга. Более того, правительство Фиделя Кастро прекратило обслуживание всех долговых обязательств перед Россией еще в 1999г. Кубинцы заявили о том, что РФ должна Кубе 30 млрд долл. Долг, по их мнению, образовался в результате резкого разрыва экономических отношений между Кубой и СССР. В материалах отмечается, что президент РФ Владимир Путин во время своего визита на Кубу в 2000г. предложил Ф.Кастро урегулировать кубинский долг перед СССР в рамках Парижского клуба, однако глава Кубы отказался, предложив российской стороне платить ежегодную арендную плату в размере 200 млн долл за использование разведывательного центра в Лурдесе. Через два года Россия покинула базу.
Что касается хронологии визита, то 28 сентября М.Фрадков встретится с вице-президентом, министром обороны Кубы Раулем Кастро, а также посетит международную транспортную выставку SIT-2006 и центр генной инженерии. 29 сентября он встретится с председателем Национальной ассамблеи Народной власти Кубы Рикардо Аларконом.
Встреча М.Фрадкова с кубинским лидером Фиделем Кастро пока находится под вопросом.
Заметим, визит М.Фрадкова - это первое посещение Кубы российским премьером за последние 15 лет. По словам источника в российской делегации, в 90-е годы развитию российско-кубинских отношений не удалялось должного внимания. Динамика политических отношений стала нарастать после визита президента РФ Владимира Путина в Гавану в декабре 2000г. Собеседник отметил, что перевод торгово-экономического сотрудничества с Кубой на коммерческие условия (в 1999г. подписано соответствующее соглашение и произошел отказ от практики взаимоувязанных операций "нефть-сахар"), привели к существенному сокращению объемов российско-кубинской торговли. В 2005г. товарооборот между двумя странами составил 125 млн долл. "Мы возлагаем большие надежды на визит премьер-министра РФ, так как за последние 6 лет вернуть динамику торгово-экономических отношений не удалось", - сказал собеседник.
Он отметил возможность создания совместных предприятий в отраслях, которые развивались на Кубе с участием СССР (фармацевтика, энергетика). По его словам, шельф Мексиканского залива богат месторождениями. "Мы готовы участвовать в поисковых работах", - подчеркнул собеседник. Кроме того, по его словам, России и Кубе целесообразно совместными усилиями развивать индустрию туризма. В частности, в этой сфере также возможно создавать совместные предприятия. Сейчас Кубу ежегодно посещают от 13-15 тыс. российских граждан.
Кроме того, стало известно, что в конце 2005г. - начале 2006г. на Кубу были поставлены два самолета Ил-96-300 на сумму свыше 100 млн долл., а в апреле 2006г. подписан новый контракт на закупку еще пяти авиалайнеров российского производства - двух Ил-96-300 и трех Ту-204, один из которых грузовой.