Экономика, 27 сен 2010, 19:05

ГАЗ нашел партнера, пригласив китайский FAW на свои мощности

Группа ГАЗ в своем развитии долго шла своим, особым путем. Так, до настоящего времени компания оставалась последним российским автопроизводителем, у которого не было иностранного партнера. Другие отечественные автогиганты - АВТОВАЗ, КАМАЗ, SOLLERS — уже давно их нашли (Renault-Nissan, Daimler и Fiat соответственно).
Читать в полной версии

Однако теперь, похоже, ГАЗу удастся наверстать упущенное: группа планирует создать совместное предприятие (СП) с китайским автопроизводителем FAW по выпуску большегрузных автомобилей. Меморандум о соответствующих намерениях был подписан сегодня в Пекине.

Разные попытки

Группа ГАЗ неоднократно, но безуспешно пыталась привлечь иностранного партнера для производства автомобилей. В частности, около пяти лет назад шли переговоры с Nissan. В прошлом году ГАЗ был фактически утвержденным партнером в СП с Opel. А недавно было заявлено о переговорах Группы ГАЗ с Volkswagen.

Однако до полноценного альянса ни в одном из случаев дело так и не дошло. Успешными были лишь попытки по организации выпуска комплектующих с иностранцами. Например, на ярославском моторном заводе "Автодизель", входящим в Группу ГАЗ, налажен выпуск дизельных двигателей по лицензии французской компании Renault. А корпорация "Русские машины", входящая в группу "Базовой элемент" Олега Дерипаски, совместно с японской компанией T.Rad запустили в Нижнем Новгороде СП автомобильных алюминиевых радиаторов.

Меморандум по-пекински

Длительные поиски партнера в конечном итоге привели группу ГАЗ в Пекин, к Первой китайской автомобильной корпорации (China First Automotive Group Corporation, сокращенно FAW). Последняя производит легковые автомобили, автобусы и средние и тяжелые грузовики. Сегодня российская компания подписала с ней меморандум о взаимопонимании по возможной организации совместного производства большегрузных автомобилей в России.

Подписанный документ подразумевает создание СП на мощностях автозавода "Урал" (входит в Группу ГАЗ) в г.Миасс Челябинской области по выпуску большегрузных автомобилей, их продаже и дальнейшему обслуживанию в России с потенциальным выходом на экспортные рынки.

В рамках сотрудничества российской и китайской компаний предполагается, что Группа ГАЗ предоставляет производственные мощности на заводе "Урал" для выпуска грузовых автомобилей, дилерскую и сервисную сеть, а FAW – продукт, технологии и собственную сервисно-сбытовую сеть в России.

Стороны совместно планируют провести адаптацию грузовиков для эксплуатации в российских дорожных и климатических условиях. В свою очередь, российская сторона при поддержке FAW сможет организовать продвижение в Китае собственной продукции Группы ГАЗ.

Рывок отстающего

Эксперты отмечают, что Группа ГАЗ — единственный среди российских автопроизводителей, у которого до сих пор нет иностранного партнера. Так, АВТОВАЗ сотрудничает с Renault-Nissan, КАМАЗ — с Daimler, а SOLLERS выпускает корейские автомобили SsangYong, итальянские FIAT и японские ISUZU.

Аналитик "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын говорит, что удачное сотрудничество с FAW было бы большим рывком для Группы ГАЗ. По его подсчетам, сейчас на долю средне- и крупнотоннажных грузовиков в продажах всей продукции Группы ГАЗ приходится около 15%.

С кризисом сектор средне- и крупнотоннажных грузовиков последние годы существенно "просел": в 2009г. их производство в России сократилось на 64% - до 91,4 тыс. шт. Группа ГАЗ за последние годы также постепенно снижала объемы производства: в 2007г. она реализовала 15,8 тыс. таких грузовиков, в 2008г. - 13,4 тыс. шт., в 2009г. - 6,6 тыс. шт.

Однако сейчас рынок грузовиков понемногу пошел в рост, в основном за счет восстановления строительного рынка, говорит С.Козицын. По прогнозу эксперта, в 2010 г. продажи средне- и крупнотоннажных грузовиков Группы ГАЗ составят около 7 тыс., в 2011г. - около 7,5 тыс. шт.

Окно в Россию

Для китайского автопрома это будет первый серьезный альянс с российским автопроизводителем. До сих пор китайские автопроизводители заходили на российский рынок "достаточно поверхностно", выбирая в партнеры либо непроизводителей либо незначительных локальных игроков, напоминает управляющий директор A.G. Capital Александр Агибалов.

Так, ульяновская "АМС-Групп" и китайская автомобильная компания BAIEC в 2009г. организовали выпуск грузовых автомобилей марки BAW. А "Новосибирский автомобильный завод" так и не смог наладить производство китайских автомобилей Cherry. Впоследствии это удалось сделать калининградскому заводу "Автотор", однако выпуск Cherry на нем был прекращен в 2008г.

Аналитик "ВТБ Капитал" Елена Сахнова напоминает, что правительство России прохладно относится к сотрудничеству с китайскими автопроизводителями: Китай представляет угрозу для отечественного авторынка. Поэтому если это СП и заработает, оно вряд ли получит льготы, считает она. По ее оценке, это СП может рассчитывать на максимум на производство в 10-20 тыс. автомобилей в год. В этом случае инвестиции составят 30-50 млн долл.

А вот к планам по выходу продукции Группы ГАЗ на российский рынок эксперты относятся скептически. Е.Сахнова отмечает, что авторынок Китая очень конкурентен.

Екатерина Чичурина, РБК

Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Закрытая подписка, неденежная оплата: как провести допэмиссию акций АО
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется