Экономика индейки: сколько американцы потратят на День Благодарения
Четвертый четверг ноября, который в этом году выпал на 27 ноября, в США отмечают День Благодарения. Этот праздник считается семейным и ассоциируется с праздничным обедом, центральное место в котором отведено индейке. Помимо домашних торжеств, другой приятной стороной праздника являются масштабные распродажи. И если раньше традиционно магазины полагались на «черную пятницу» – первую пятницу после Дня Благодарения – то в последние годы скидки действуют всю неделю. Американские аналитики и СМИ дотошно анализируют сопутствующий празднику потребительский бум в поисках ответов на вопросы о состоянии экономики, благополучии рядовых американцев и количестве съеденных индеек.
Статистически нынешний День Благодарения должен оказаться для магазинов успешнее, чем предыдущий. В 2014 году Национальная федерация ретейлеров США прогнозирует (.pdf), что за ноябрьские и декабрьские праздники американцы потратят $616,9 млрд. Это на 4,1% больше, чем по итогам предыдущего года. Во время праздников непосредственно в магазинах или онлайн планируют совершить покупки 140,1 млн человек – то есть чуть меньше половины от всего населения США в 308 млн человек. В 2013 году о намерении участвовать в распродажах заявляли 140,3 млн человек. Ожидается, что непосредственно в «черную пятницу» 28 ноября в торговые центры пойдут 95,5 млн человек – на 3,2 млн больше, чем год назад.
Появление самого термина – «черная пятница» – связывают с действиями полицейского департамента Филадельфии. Стремясь избежать людских скоплений и пробок в городе, полицейские стали называть пятницу после Дня Благодарения «черной», полагая, что это заставит жителей города остаться дома. По одной из версий, это произошло в 1966 году. К 1980-м годам его содержание изменилось – пятница считалась «черной», потому что помогала ретейлерам выйти в прибыль, которая ассоциировалась с черным цветом.
За праздничный период 2014 года средние расходы на подарки составят $804,42 – почти на 5% больше, чем прошлогодний уровень в $767,27. Из общих трат в $804,42 на подарки для членов семьи приходится $459,87.
Наконец, в этом году в ходе праздничного ужина будет съедено 46 млн индеек. Эта цифра почти не меняется на протяжении последних нескольких лет.
Увеличение трат на подарки, стабильное количество покупателей и даже неизменное количество убитых индеек – все это может свидетельствовать о том, что благополучие простых американцев, несмотря на все их жалобы, остается на высоком уровне.
Сезон распродаж может даже временно помочь безработным – магазины охотно нанимают временных сотрудников. В этом году их количество составит 725–800 тыс. человек, в то время как в прошлом – 768 тыс. человек.
Деконструкция праздника
Помимо подсчетов трат и количества покупателей, американские СМИ пытаются разрушить наиболее популярные стереотипы о Дне Благодарения, особенно убеждение, что самые выгодные скидки действуют в «черную пятницу». В последнее время более выгодные предложения поступают в «кибер-понедельник» – первый понедельник после праздника, когда скидки начинают действовать у онлайн-ретейлеров.
Ресурс Savings.com в этом году предположил, что лучшим временем для покупок книг станут 15, 22 и 23 декабря, а одежды – «кибер-понедельник» или 11 и 18 декабря.
88% американцев намерены съесть блюда из индейки на День Благодарения
235 млн индеек будет выращено в США в 2014 году
4500 калорий содержится в блюдах для праздничного стола
12% покупателей в День Благодарения признались, что были нетрезвыми
$407 – средние траты американца в праздники в День Благодарения 2013 года
Растущее недоверие покупателей к «черной пятнице» может объясняться и не совсем добросовестной, агрессивной рекламой. Компания NerdWallet выяснила, что 93% магазинов в 2014 году предлагают клиентам товары годичной давности по тем же самым скидкам, что и год назад. Это распространяется как на долговечные изделия, вроде мебели, так и на быстро устаревающую электронику. Аналитик NerdWallet Мэтью Онг предупредил, что крупнейшие торговые сети – Walmart и Target – специально заказывают электронику крайне низкого качества, которую затем предлагают покупателям. В арсенале у продавцов и другой трюк – они заманивают клиентов, предлагая на товар несуществующие скидки – то есть, приобрести его можно по «рекламной» цене в любое другое время года.
Не осталась без критического внимания журналистов и традиционная телевизионная картинка огромной толпы людей, бегущей к торговому центру в стремлении получить «сногшибательную» [Doorbuster – «разрушающий двери»] скидку. Специалист The Washington Post по потребительскому рынку Сара Хальзак утверждает, что этот момент уходит в прошлое. Многие торговые центры открыты 24 часа, что исключает такой вариант развития событий в принципе. Ретейлер потребительской электроники BestBuy ввел билеты за право совершить особо выгодную покупку. По мнению журналистки, сохранение мифов о «черной пятнице» объясняется тем, что многие американцы в ней не участвовали.
«Суть? «Черная пятница» по-прежнему полна драйва. Но в 2014 году уже есть способы, как обуздать сумасшествие», – подчеркнула она.
Потребительский ажиотаж встречает критику со стороны части общества. В 1992 году канадский художник Тед Дейв основал «День без покупок», который проводится в «черную пятницу». В качестве протеста против общества потребления активисты организуют различные акции протеста – от бесплатных уличных вечеринок и «зомби-прогулок» (участники с бессмысленным выражением лица бродят по торговым залам) до публичного уничтожения кредитных карт.
Феномен активных распродаж в конце ноября – начале декабря до недавнего времени был распространен только в США и Канаде, однако в последние годы набирает популярность и в Европе. В этом году в России пройдет уже вторая «черная пятница». В ней должны принять участие свыше 200 онлайн-ретейлеров.