Депутаты составили список пожеланий для антикризисного плана
Сегодня на сайте правительства был обнародован план первоочередных мер по борьбе с кризисом. В начале недели президент Владимир Путин потребовал от правительства обсудить его с депутатами Госдумы и членами Совета Федерации.
Профильный комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству поддержал антикризисный план правительства. Об этом рассказал в среду глава комитета Игорь Руденский.
«Мы поддерживаем этот план, он содержит много существенных изменений, которые сегодня пойдут на пользу нашей экономике – это все, что касается и программ импортозамещения, и изменений структуры экономики, и поддержки малого бизнеса», – заявил он журналистам. Он также перечислил ряд предложений, которые, по его словам, разработаны совместно с научным советом и могут дополнить план в качестве рекомендаций.
Внимание к бизнесу
В 2015 году в первую очередь должна быть оказана поддержка реальному сектору экономики, отметил Руденский, «чтобы промышленность и сельское хозяйство сохранили хотя бы тот уровень производства, который имели в 2014 году». Чтобы поддержать рост и обеспечить занятость, нужно развивать импортозамещающие направления и все, что касается агропромышленного комплекса, лекарственного обеспечения и комплектующих, перечислил он. Это главные направления, развитие которых поможет избежать резкого роста цен, подчеркнул Руденский.
Предприятиям нужно дать больше свободы. Способствовать этому может введение моратория на увеличение налогов, упрощение подключения к электросетям и ограничение проверок, которые «необходимо сокращать достаточно жесткими мерами». «Надо принимать более радикальные меры, как это сделали Казахстан и Грузия: вводить на три–пять лет мораторий на проверки».
Наполнение местных бюджетов в результате должно происходить в основном за счет малого и среднего бизнеса. При этом имеет смысл заморозить бюджетные трансферты на десять лет – «тогда у регионов появится заинтересованность зарабатывать больше».
Валютная корректировка
Антикризисные меры также должны помочь удержать инфляцию «хотя бы на уровне 2014 года», считает Руденский, в противном случае «даже до 20% может она дойти». Для этого крайне нужно снизить ключевую ставку хотя бы в краткосрочной перспективе – «при 17% «поддержать тот уровень производства, который был в 2014 году, достаточно тяжело», считает глава думского комитета.
Правительство справедливо считает, что 2015 год будет годом кризиса, сказал принимавший участие в разработке этих антикризисных рекомендаций завкафедры экономической теории РАНХиГС Абел Аганбегян. Поэтому и была принята антикризисная программа, которая, по мнению экономиста, «очень осторожная, оборонительная – программа на то, чтобы выжить, но не программа на то, чтобы преодолеть». Впрочем, в ней он увидел и «много дельных предложений, которые смягчат кризис».
Помимо уже существующих в антикризисном плане мер он предлагает уменьшить ключевую ставку и временно установить валютное регулирование. «Если снизить до 15%, до 13% или даже до 10% – это мертвому припарка», – заявил экономист, предложив «подготовиться и с марта снизить ставку до 8%», по его словам, отталкиваясь от ожидаемого уровня инфляции.
Центробанк поднял ставку, чтобы остановить девальвацию, но нужны другие методы, считает Аганбегян. «Курс валют обычно поддерживается не ставкой, а мерами валютного регулирования, – сказал он. – У нас налог на валютные счета меньше, чем налог на рублевые счета. Это стимулирует население копить валюту». По его мнению, в России можно установить резервирование на валютные счета выше, чем на рублевые – «тогда опять же невыгодно держать валюту». Еще одна мера – вводить разные ограничения в зависимости от суммы сделок по купле-продаже валюты. «Это вещи временные – до той поры, пока не установится стабильный курс», – подчеркнул экономист.
Необходимо также отменить антисанкции, добавил Аганбегян. Главный приоритет – интересы населения, отметил он, добавив РБК, что поэтому считает разумным в том числе сохранение расходов на социальную сферу. По его словам, импорт сократился на 15%, но, впрочем, вовсе не из-за санкций, а из-за слабого курса. Поэтому отмена антисанкций не будет означать отказ от курса на импортозамещение, уточнил экономист.