Экономика, 28 мар 2012, 19:19

Председателем совета директоров НМТП переизбран З.Магомедов

Председателем совета директоров ОАО "Новороссийский морской торговой порт" (НМТП) переизбран основатель и основной акционер группы "Сумма" Зиявудин Магомедов, говорится в сообщении компании. З.Магомедов является председателем совета директоров группы "Сумма".
Читать в полной версии
Фото: summagroup.ru, на фото З.Магомедов

Акционеры НМТП на внеочередном собрании 5 марта 2012г. избрали новый совет директоров, переизбрав двух человек.

В состав совета директоров вошли: З.Магомедов, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский (входит в совет директоров в соответствии с реализацией прав "золотой акции"), вице-президент ОАО "АК "Транснефть" Михаил Барков, президент группы "Сумма" Александр Винокуров, заместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Евгений Гаврилин, первый вице-президент ОАО "АК "Транснефть" Максим Гришанин и первый заместитель генерального директора ОАО "НМТП" Марат Шайдаев.

50,1% акций ОАО "НМТП" принадлежит компании NovoportHoldingLtd, бенефициарами которой являются OAO "АК "Транснефть" и З.Магомедов. Грузооборот НМТП в 2011г. составил 157 млн т. Консолидированная выручка группы за 9 месяцев 2011г. по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) составила 782 млн долл., EBITDA - 403,8 млн долл.

Напомним, в начале прошлого года контроль над стивидорным бизнесом в Новороссийском порту перешел "Транснефти" на паритетных началах с "Суммой" З.Магомедова одновременно с присоединением Приморского торгового порта (ПТП) - крупнейшего в России, специализирующегося на перевалке нефтепродуктов. Подобное расширение имело высокую цену: компании пришлось занять у Сбербанка 1,95 млрд долл. на осуществление сделки, нарастив долговую нагрузку. В результате соотношение чистого долга к EBITDA подскочило до 6,3 сразу после поглощения ПТП. Тем не менее, эксперты считают, что сделка пошла компании на пользу - компания заметно диверсифицировала свой бизнес.

"На наш взгляд, НМТП очень хорошо защищен от экономической волатильности благодаря приобретению ПТП - спрос на грузоперевозки, осуществляемые ПТП, менее эластичный", - считают аналитики Альфа Банка. По их мнению, НМТП уже продемонстрировал устойчивость к внешним негативным факторам: "В период кризиса 2009г. ВВП снизился на 7,8%, тем не менее, грузооборот порта вырос на 6,2% в годовом сопоставлении".

Показатели по МСФО за 9 месяцев 2011г. выглядят явно лучше рынка. Выручка группы выросла до 782 млн долл. (+56,6%), валовая прибыль – до 401 млн долл. (+25%), показатель EBITDA увеличился на 17% и составил 404 млн долл. Чистая прибыль группы НМТП составила 32,1 млн долл., и компания планирует увеличить дивиденды за минувший год до 440-450 млн руб.

Эксперты ожидают увеличения рентабельности компании на фоне улучшения номенклатуры грузов. В данный момент до 60% складских площадей НЛЭ и НМТП занято низкорентабельными грузами (ЖРС, пиломатериалы, трубы), которые дают всего 20% EBITDA. Стратегия же развития компании предполагает их постепенную замену на более доходные грузы, что увеличит прибыль при той же пропускной способности.

В этом смысле акции НМТП выглядят куда более стабильными и предпочтительными – за счет своей "всеядности" она имеет возможность эффективно изменять акценты своего бизнеса. К примеру, компания практически не пострадала от зернового эмбарго, переключившись на те же контейнеры и другие доходные грузы. С другой стороны, минусами для НМТП пока выглядит высокая долговая нагрузка и отсутствие долгосрочного плана развития компании. Однако нельзя не отметить, что новый менеджмент компании активно решает эти проблемы: соотношение чистого долга к EBITDA сократилось до 4,4-4,6 к концу прошлого года, а за 2012г. планируется опустить его ниже уже более приемлемых 3,75.

В нынешнем году компания планирует увеличить выручку до 1,2-1,3 млрд долл., показатель EBITDA - до 620-640 млн долл., а грузооборот - до 170 млн т. В обозримом же будущем (к 2020г.) компания намерена нарастить совокупный объем мощностей на 9,3% по сравнению с 2010г. - до 247 млн т. Первые шаги к этому уже сделаны: в Новороссийске на паритетных началах с нефтетрейдером Gunvor уже построен мазутный терминал мощностью 4 млн тонн в год. Также построен бункеровочный комплекс в Приморске.

В то же время недавно НМТП представил амбициозную стратегию развития компании до 2020г., подготовленную новой командой управленцев. Помимо подтверждения прежней инвестпрограммы (строительство новых терминалов в Новороссийске и Балтийске, реконструкция пристани, а также нефтерайона Шесхарис с целью увеличения пропускной способности на 15 млн т), компания поставила перед собой ряд принципиально новых задач. Новая стратегия предполагает, что на развитие компании до 2020г. будет направлено около 1,1 млрд долл. Это позволит, к примеру, в разы увеличить мощность перевалки контейнеров НМТП - с нынешних 170 тыс. до 700 тыс. TEU.

Аналитики весьма позитивно встретили новый мастер-план компании. "Концентрация усилий на высокодоходном сегменте является логичным поведением такого крупного игрока рынка. НМТП имеет определенный вес и репутацию в отрасли, что позволит компании осуществить вполне безболезненный переход к такой модели", - отмечает в своем комментарии аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин, добавляя, что представленная стратегия содержит не только здоровые амбиции, но и мысли о том, как воплощать их в жизнь.

В свою очередь аналитики "ВТБ Капитала" считают публикацию стратегии важным фактором, который поможет инвестсообществу понять, каким видят будущее НМТП контролирующие акционеры компании, и шагом к повышению прозрачности управления. С ними согласны и эксперты швейцарского Credit Suisse, которые отмечают, что рынок должен отдать должное усилиям нового руководства по увеличению информационной прозрачности компании. Компания также заявила, что не намерена увеличивать свою долговую нагрузку - все инвестпроекты планируется осуществлять при строгом соблюдении долговых обязательств.

Однако открытый вопрос по приватизации принадлежащего государству пакета в 20% акций НМТП, который может изменить расстановку сил среди акционеров, сдерживает рост котировок. Недавно стало известно, что курирующий данный вопрос первый вице-премьер Игорь Шувалов выступил против участия нынешних мажоритарных акционеров в конкурсе. И если "Транснефть" сразу заявляла, что не претендует на увеличение доли, то у группы "Сумма" были другие планы.

По мнению представителей компании З.Магомедова, названный И.Шуваловым предлог (обеспечение равного доступа к инфраструктуре порта) является "абсолютно надуманным", поскольку "Сумма" не является грузоотправителем и не может иметь конфликта интересов с клиентами порта.

Между тем активный интерес к приватизируемому пакету НМТП проявляет "Роснефть". Первым эту идею высказал в феврале лоббирующий интересы госкомпании вице-премьер Игорь Сечин, а в начале марта ее глава Эдуард Худайнатов прямо заявил, что "Роснефть" готова войти в капитал порта. "Роснефть" сегодня является одним из грузоотправителей по Черному морю, и мы находимся в условиях, когда у нас в портах находятся другие интересанты по извлечению прибыли по перевалке, и мы чувствуем себя несколько ущемленными. Поэтому я считаю, что, если бы мы вошли в состав акционеров Новороссийского порта, это было бы очень правильно и полезно для "Роснефти", - пояснил он.

Дело осложняется еще и тем, что правительство подумывает приватизировать не только принадлежащие ему напрямую 20% акций НМТП, но и те 5%, которые находятся на балансе РЖД и Транскредитбанка (у каждого – по 2,5%). Таким образом, речь уже идет о блокпакете акций - который, впрочем, еще только предстоит сформировать, и многое будет зависеть от того, кому и как он все-таки достанется.

"Глава МЭР Эльвира Набиуллина выступает против прямой продажи 25%-го пакета "Роснефти", но в то же время высказывается за ограничения для группы "Сумма", которая владеет сейчас совместно с "Транснефтью" 50,1% акций порта, на участие в приватизации НМТП. Как отметила министр, это необходимо для минимизации "рисков монополизации корпоративного контроля над деятельностью порта". Но такой подход уже противоречит нормам открытой экономики и свободной конкуренции", - отмечает в своем комментарии аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин. "На данный момент дисконт в стоимости акций оправдан - главным образом в связи с неоднозначными заявлениями правительства в отношении программы приватизации пакета акций порта, а также из-за непоследовательной политики РЖД по развитию инфраструктуры группы", - отмечают аналитики "Инвесткафе".

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику