Экономика, 28 мар 2022, 20:24

Moody's оценило последствия гипотетического конфликта России и НАТО

Агентство Moody's рассмотрело гипотетический сценарий конфликта между Россией и НАТО. Военная эскалация маловероятна, пишут эксперты, в том числе из-за суровых гуманитарных, политических и экономических последствий
Читать в полной версии
Фото: Tobias Schwarz / Reuters

Военная операция России на Украине вызвала опасения относительно возможных рисков более широкой конфронтации между Россией и странами НАТО, пишет международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service в новом обзоре (есть у РБК). «Мы считаем такую эскалацию маловероятной в силу ее суровых гуманитарных, политических и экономических последствий», — указывает агентство. Такой сценарий рассматривается Moody's не как базовый, а как «альтернативный неблагоприятный».

Для стран Европы, которые могут быть вовлечены в такой гипотетический конфликт, первоочередными последствиями будут «гуманитарные, включая потери человеческих жизней и вынужденное переселение». Рост ВВП в этих странах сильно сократится из-за «разрушения инфраструктуры, спада производства и снижения потребительского спроса», считает Moody's. Повышенная неопределенность на рынках приведет в таком случае к расширению кредитных спредов (росту ставок по европейским облигациям относительно эталонных госбумаг США), увеличению риска банкротств отдельных финансовых институтов, дефициту ликвидности и росту социальной напряженности как в странах НАТО, так и в России, полагают в Moody's.

В рамках базового сценария Moody's не ожидает, что военные действия на Украине распространятся на другие страны. «Однако чем дольше продолжается вооруженный конфликт без перемирия или мирного соглашения, тем больше риск, что он выплеснется за пределы украинских границ», — указывает агентство. Базовый сценарий Moody's также предусматривает, что, если военные действия прекратятся, это не приведет к быстрому снятию западных санкций, наложенных за прошедший месяц на российские органы власти, коммерческие банки, корпорации и физических лиц. «В общих чертах мы ожидаем, что эти санкции сохранятся по крайней мере в течение следующих двух лет, а возможно, и дольше», — пишет агентство.

Риски от кибератак до инфляции

Учитывая географический фактор, Moody's считает, что риски расширения эскалации могли бы затронуть прежде всего Польшу и страны Балтии. Основополагающие соглашения как НАТО, так и Евросоюза включают положения о коллективной обороне, отмечает Moody's. Среди основных последствий гипотетического конфликта агентство называет:

  • эскалацию кибератак: «критическая» инфраструктура (оборонные объекты, предприятия энергетического и коммунального секторов и, возможно, инфраструктура финансовых рынков) может стать мишенью таких атак;
  • волну миграции и перемещение населения: по данным Moody's, количество беженцев в результате военных действий на Украине уже оценивается в 3,5 млн, «более широкий конфликт Россия — НАТО, скорее всего, приведет к массовой трансграничной миграции, что создаст новые социальные риски для суверенных государств»;
  • рост бюджетных дефицитов вовлеченных государств: значительную часть экономической активности придется перенаправить на производство оружия и военного оборудования, что приведет к значительным бюджетным дефицитам в странах НАТО;
  • дальнейшую глобальную инфляцию: при таком сценарии страны НАТО и их союзники, вероятно, разорвут все оставшиеся связи с Россией, в том числе прекратят импорт российских нефти и газа, считает Moody's, и это вызовет рост цен на энергоносители, а также на пшеницу, подсолнечное масло, кукурузу и удобрения;
  • разрывы в цепочках поставок: например, будут возможны сбои в производственных цепочках в тех случаях, когда у глобальных компаний есть заводы в странах НАТО (автоконцерны Ford и Volkswagen закупают компоненты в Восточной Европе).

Риск неконвенционального конфликта

Moody's также затрагивает еще более гипотетические сценарии — например, вовлечения в конфликт таких крупных стран, как Китай или Индия. Эксперты агентства обсуждают и риск использования биологического, химического или ядерного оружия. «Любое использование ядерного оружия будет иметь ужасные последствия <...>, радикально перевернет международные отношения и принесет существенные вызовы для эффективности политики в глобальном масштабе», — отмечает агентство. Центробанки и правительства будут вынуждены работать рука об руку, чтобы управлять экономикой в кризисном режиме; скорее всего, последует прямое финансирование бюджетных дефицитов напечатанными деньгами.

«Если разразится полномасштабный военный конфликт НАТО с Россией, государства с рейтингом от Moody's, в том числе с высокими рейтингами, скорее всего, столкнутся по меньшей мере с постановкой их суверенных рейтингов на пересмотр с возможностью понижения. В зависимости от тяжести конфликта пересмотр, вероятнее всего, приведет к понижению рейтингов на много ступеней», — поясняет агентство.

В случае «глубоко стрессового сценария» в странах НАТО может произойти национализация определенных активов: например, государства могут взять под контроль производство вооружений или банковские системы. Доля госсектора в этих странах существенно увеличится, сильно возрастут соотношения госдолга к ВВП, и правительства могут также применить методы ценового регулирования и контроля за движением капитала. «Страны выйдут из потенциального конфликта Россия — НАТО с существенно более высокой долговой нагрузкой, которой придется управлять осторожно, в индивидуальной манере в зависимости от страны, как это было с эволюцией долговых уровней после Второй мировой войны», — пишет Moody's.

Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии