Экономика, 28 апр 2014, 17:52

Минэкономразвития использует японский опыт для ОЭЗ в Крыму

Минэкономразвития в ближайшие дни вынесет на рассмотрение премьер-министра законопроект о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) в Крыму и Севастополе, сообщил журналистам глава департамента особых экономических зон министерства Андрей Соколов.
Читать в полной версии
(Фото: ИТАР-ТАСС)

ОЭЗ в новых российских регионах будет создаваться по специальным правилам вне рамок общего законопроекта, регулирующего функционирование других особых экономических зон в России. Крымский документ, сообщил Соколов, был написан Минэкономразвития на базе закона, который недавно был принят в Японии. Основные предложения - масштабные налоговые льготы для крупных инвесторов и снятие административных ограничений.

Законопроект к праздникам

"Эти новации мы планируем вынести на совещание к председателю правительства либо между майскими праздниками, либо сразу после. После того как он принципиально одобрит идеологию и направление деятельности, мы это все воплотим в законопроект", - сказал глава департамента. Между тем он отметил, что вчерне законопроект уже написан, и продемонстрировал журналистам многостраничный документ.

Дорабатывать его предполагается быстро, за майские праздники. После этого, сказал Соколов, он будет вноситься в Госдуму. На вопрос журналистов о позиции Минфина чиновник признал, что у коллег есть "опасения", касающиеся, например, экономических эффектов от предлагаемых льгот. "Эти опасения абсолютно понятны, у нас при всех проектах создания либо расширения ОЭЗ Минфин обязательно высказывает подобные замечания... Мы не боимся", - заявил он.

Японские меры по деофшоризации

Соколов рассказал, что новый закон будет построен в виде кодекса ведения предпринимательской деятельности в Крыму "с изъятиями или отсылками к другим нормативным актам". Взять за основу японский законопроект в Минэкономразвития решили потому, что он "очень понравился", добавил чиновник.

Говоря о конкретных мерах, он отметил, что инвесторов предполагается разделить на две категории: резиденты-инвесторы и резиденты - портфельные инвесторы. Первые получат право на льготы в обмен на 150 млн руб. инвестиций в течение трех лет. "За это компания освобождается от всех налогов, кроме налога на прибыль, и уплачивает 10% в региональный бюджет", - пояснил Соколов. Акциз на подакцизные товары при этом уплачивается, а НДС - по выбору компании, добавил он.

Портфельные инвесторы получают льготы, уплатив те же 150 млн руб., только не в качестве инвестиций, а как регистрационный сбор, продолжил чиновник. Затем компания может вести "бумажную деятельность". Эта идея, пояснил он, направлена в том числе на вывод российских компаний из офшоров.

"Компании типа СУЭК, "Русала" зарегистрированы в каких-то офшорных юрисдикциях, прибыль образовывается там, а активы - в России. И управляются они формально из-за границы, и продажа товаров осуществляется из-за границы", - привел пример Соколов. Крымские льготы, рассчитывает он, позволят простимулировать такие компании перевести центр образования прибыли на полуостров.

Инвестициям в Россию - зеленый свет

Еще одно предложение - освободить от налогов средства, которые инвестируются в активы на территории России. "Если часть прибыли направляется на инвестиции и модернизацию, то даже 10% налога на прибыль не уплачиваются", - сказал Соколов. Еще одно предложение, по его словам, поступило от организации "Деловая Россия". "Оно касается инвестиций компаний в Крым. Освободить эти инвестиции от налогообложения, точно также вывести, но уже с обратной стороны", - рассказал он. Минэкономразвития имплементирует эту инициативу в законопроект. "С точки зрения наполнения бюджета Крыма тоже все будет неплохо", - уверен глава департамента.

Следующая новация - режим "удобного флага", который до сих пор не удается реализовать в России. "Принципиальное одобрение судовладельцев и Минтранса у нас на это есть, рассчитываем, что это поможет решить вопрос", - заявил Соколов. "Деловая Россия", отметил он, предложила распространить режим и на воздушные суда. В Минэкономразвития это считают целесообразным: "Есть целый ряд владельцев воздушных судов, на которые распространились или могут распространиться санкции, они всерьез раздумывают, куда бы можно перевести, почему бы не в Крым?"

Сделать в Крыму то, что не вышло в России

Кроме того, предполагается максимально либерализовать в Крыму режимы в строительстве: здесь также планируется сделать то, что не удалось на всей территории России. "Ввести европейский принцип: персональная ответственность тех, кто спроектировал какое-то сооружение, и тех, кто его построил, убрав элемент коллективной безответственности под названием "экспертиза проекта", - сказал Соколов. Главную роль в Крыму будут играть не проверки, а четкие нормы безопасности, рассчитывает он.

Отдельный пакет инициатив касается малого и среднего бизнеса, сообщил чиновник. "Есть целый ряд идей и соображений, касающихся антимонопольного регулирования, госзакупок, стимулов для малого и среднего бизнеса. Главная задача - это легализация того бизнеса, который там есть сейчас", - сказал он. Крым, по задумке министерства, должен превратиться в образцово-показательную экономическую площадку, для этого и понадобился особый закон.

"Мы решили здесь пойти дальше... Реализовать задумки по снижению и ликвидации административных барьеров, которые не удалось реализовать в России, и сделать Крым такой пилотной площадкой, показать и чиновникам, и бизнесу, что все работает, никто не умирает, ничего не взрывается. Поэтому и в России это возможно", - заключил чиновник.

Сколько на это потребуется денег, министерство еще не просчитывало, сообщил Соколов. "Мы еще в стадии расчетов обоснований по той причине, что нет на сегодняшний день решений по базовой инфраструктуре: водоснабжению, транспортной доступности, энергетике. От этого будем плясать", - заверил он.

Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
«Недостижимые» $100 за баррель: смогут ли США повлиять на цену нефти
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Как часто компании подставляют друг друга — исследование
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители