ЦБ исключил падение экономики в 2023 году
Банк России улучшил прогноз для российской экономики на этот год: в базовом сценарии темп прироста ВВП составит 0,5–2%. Это следует из сообщения ЦБ.
Февральский прогноз Банка России предусматривал изменение ВВП в 2023 году от минус 1% до плюс 1%.
Прогноз на 2024 и 2025 годы остался прежним: рост на 0,5–2,5 и 1,5–2,5% соответственно.
«Это означает, что к концу 2024 года российская экономика достигнет уровня конца 2021 года», — отмечает ЦБ.
Ранее в апреле обновленный в сторону улучшения прогноз развития экономики представило Минэкономразвития. Ведомство ожидает рост ВВП на 1,2% по итогам этого года, на 2% в 2024 году и 2,6% в 2025-м. Ключевым драйвером роста будет частичное восстановление потребительского спроса под влиянием растущих зарплат, считают в министерстве.
Прогнозы международных институтов более сдержанные: МВФ ожидает рост российской экономики на 0,7% в этом году, Всемирный банк предполагает спад на 0,2%.
Ограничения для производительности труда
Экономическая активность в России растет быстрее, чем предполагалось ранее, констатирует ЦБ. Об этом, в частности, говорит увеличение внутреннего спроса. Это, в свою очередь, способствует улучшению деловых настроений, «несмотря на сохраняющиеся сложности со стороны внешних условий», отмечает регулятор.
В условиях перестройки экономики продолжается изменение структуры совокупного спроса, указывает Банк России. «Потребительский спрос продолжает восстанавливаться, но пока остается умеренным. При этом в целом продолжает возрастать вклад бюджетной политики в расширение совокупного спроса, в том числе за счет расширения государственных инвестиций», — поясняет он.
Вместе с тем возможности расширения производства сейчас в значительной мере ограничены состоянием рынка труда, обращает внимание ЦБ. «Безработица вновь обновила исторический минимум. На фоне последствий частичной мобилизации и продолжающегося роста спроса предприятий на труд во многих отраслях усиливается нехватка рабочей силы. В этих условиях рост производительности труда может отставать от роста реальных заработных плат», — подчеркивает регулятор.
«Многие компании испытывают трудности с поиском персонала. Особенно остро эта проблема стоит в обрабатывающей промышленности. По данным наших территориальных подразделений, компании предъявляют повышенный спрос на программистов, инженеров-строителей, представителей рабочих специальностей», — рассказала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина 28 апреля.
Уровень безработицы в России в феврале составил 3,5% — это минимальный показатель за всю историю Российской Федерации.
О том, что конкуренция за кадры ведет к росту зарплат, но дефицит работников ограничивает возможности производства, писали в январе аналитики департамента исследований и прогнозирования Центробанка. Увеличение заработных плат быстрее роста производительности труда становится проинфляционным фактором, предупреждали они.
Предприятия в апреле демонстрируют рекордную интенсивность найма, констатирует Институт экономической политики, проводящий ежемесячные конъюнктурные опросы промышленников. О недостаточной численности работников в связи с ожидаемыми изменениями спроса сообщили 35% предприятий. Одновременно данные ИЭП свидетельствуют о «продолжении явного роста выпуска» и восстановлении спроса на промышленную продукцию.
Меньше экспорта
Прямое сопоставление нового внешнеторгового прогноза ЦБ с предыдущим затруднено, поскольку в феврале регулятор давал прогноз по экспорту и импорту товаров и услуг без разбивки, а сейчас вернулся к публикации цифр по балансу товаров и балансу услуг по отдельности.
Если сравнивать прогнозы по внешнеторговому балансу товаров и услуг в совокупности, то сейчас ЦБ ожидает, что экспорт в 2023 году составит $483 млрд, тогда как в феврале оценивал его выше — в $507 млрд. При этом прогноз по импорту товаров и услуг поменялся незначительно ($390 млрд против $384 млрд в феврале). Как следствие, прогноз профицита внешнеторгового баланса на 2023 год понижен до $94 млрд — против $123 млрд в предыдущем прогнозе.
Вместе с тем прогноз по среднегодовым ценам российской нефти Urals не поменялся — $55 за баррель на всем прогнозном горизонте.
«В первом квартале стоимостный объем экспорта сократился по сравнению с прошлым годом, хотя соответствовал верхней границе значений предыдущих лет. Импорт продолжал расширяться. С учетом этого в обновленном прогнозе платежного баланса мы несколько понизили прогноз экспорта и повысили прогноз импорта», — пояснила Набиуллина.