Экономика, 28 мая 2007, 21:39

"Русский стандарт" раскрыл эффективную ставку

Банк "Русский стандарт", один из лидеров на рынке потребительского кредитования, первым из российских банков раскрыл в кредитных договорах эффективные ставки. Банк начал указывать в договорах размер эффективной процентной ставки, не дожидаясь 1 июля, когда в силу вступит требование ЦБ об информировании заемщиков о реальной стоимости кредита, сообщает сегодня газета "Коммерсантъ".
Читать в полной версии

По мнению участников рынка, лидер рискового кредитования сыграл на опережение в маркетинговых целях: раскрытие реальных ставок позволит банку привлечь новых клиентов и перекрыть потери в доходности от возможного оттока существующих заемщиков.

Так, например, по самому дорогому продукту "Русского стандарта" в торговых сетях (кредит на мобильный телефон) заемщику теперь будут указаны не только процентная ставка по кредитному договору (29%) и ежемесячная комиссия (1,9%), но и эффективная ставка, которая составляет 88,83%.

"Коммерсантъ" также отмечает, что в преддверии раскрытия реальной стоимости кредитов "Русский стандарт" пересмотрел свои кредитные программы, во многих случаях отказавшись от дополнительных комиссий.

При этом эксперты прогнозируют, что желающих последовать примеру "Русского стандарта" и досрочно раскрыть эффективные ставки не найдется. "Порядок расчета по-прежнему остается не до конца понятным,– говорит в интервью "Коммерсанту" топ-менеджер крупного российского банка.– Кроме того, банки просто технологически не готовы к раскрытию эффективных ставок".

Эксперты отмечают, что в отличие от "Русского стандарта" другой банковский лидер на рынке потребкредитования в России – чешский "Хоум Кредит и Финанс Банк" (ХКФБ) пока не решился раскрыть эффективные ставки, хотя, в последнее депутаты Госдума настойчиво требуют этого. Так, член комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий Зубов направил руководству Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, а также ФАС и ФСФР депутатский запрос с требованием " в интересах российских граждан" провести комплексную проверку банка.

По словам депутата, "крупнейший игрок на российском рынке потребительского кредитования "Хоум Кредит и Финанс Банк"(ХКФБ) продолжает вводить в заблуждение клиентов в отношении реальной ставки по кредиту и навязывать им дополнительные услуги, несмотря на имеющиеся судебные решения по данному вопросу".

В. Зубов отмечает, что в августе 2006 г. территориальное управление Роспотребнадзора в ходе разбирательства в федеральном арбитражном суде Уральского округа доказало, что банк незаконно взимает оплату за навязанную услугу по открытию и ведению ссудного счета, говорится в запросе. Однако руководство банка вскоре нашло способ обойти данное решение. Как видно из условий договора с банком, размещенного на интернет-сайте банка, с 22.01.2007 г. банк взимает уже не оспоренную ежемесячную "комиссию за открытие ссудного счета" в размере 1,99% от суммы кредита, а ежемесячную "комиссию за предоставление кредита" в размере все тех же 1,99%.

Таким образом, банк продолжает взимать со своих клиентов платежи в сумме, значительно большей, чем декларируемая им при заключении кредитного договора ставка по кредиту, отмечает В.Зубов. По расчетам того же "Коммерсанта", реальная эффективная ставка по потребительским экспресс-кредитам ХКФБ составляет 92,8% вместо декларируемых 28,5 %.

По информации Валерия Зубова, "в дополнение к сверхвысоким процентам по кредитам банк принуждает заемщика страховать свою жизнь в "Чешской страховой компании", аффилированной с ХКФБ, что, по мнению депутата является незаконно навязанной услугой и противоречит нормам закона "О защите прав потребителя".

Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах