Соглашение между ОАК и "Росавиа" - не более чем "далекое обещание"
"Данное соглашение не предусматривает финансовых обязательств, т.е. депозитов, и "Росавиа" не гарантирует приобретение указанного количества самолетов в указанные сроки, скорее речь идет о фиксации сроков и о занимании слотов на выпуск самолетов", - отмечает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
В свою очередь аналитик ИК "Велес Капитал" Марина Иркли считает, что заключенные соглашения пока носят рамочный характер, т.к. некоторые самолеты находятся еще в стадии разработки и будут сертифицированы только через несколько лет при условии своевременного и полного финансирования "Росавиа".
Напомним, что о подписании соглашения между главой "Росавиа" Сергеем Чемезовым и президентом ОАК Алексеем Федоровым стало известно накануне, хотя на самом деле документ был подписан 21 мая 2009г. Данный факт РБК подтвердили в пресс-службе ОАК, отказавшись от дальнейших комментариев. Однако ряд СМИ сообщили, что соглашение предполагает начало поставок самолетов "Росавиа" с 2010г. В частности, предполагается поставить 49 региональных самолетов (Ан-148 или Sukhoi SuperJet-100). При этом в соглашении не указывается, остановит ли "Росавиа" свой выбор на одной из этих двух моделей, или будут производиться закупки обеих.
Документ также предусматривает закупку с 2011г. 14 среднемагистральных Ту-204. Но самые большие объемы предполагаемых закупок рассчитаны на самолет МС-21, который находится в начальной стадии разработки и планируется к производству не ранее 2015г. ОАК проводит тендеры на разработку и поставку основных систем и двигателя для этого проекта, которые еще не завершены. Таких авиалайнеров предполагается закупить 100 единиц. При этом ранее "Росавиа" заявляла, что планирует приобрести около 100 самолетов Boeing или Airbus.
Комментируя объемы закупок будущего МС-21, О.Пантелеев отметил, что "в нынешней ситуации ни одна российская авиакомпания не может реально прогнозировать, каким будет рынок после 2015г., и мало кто может уверенно сказать, что требуется именно 100, а не 90 или 120 самолетов".
Что касается второго по объему закупок регионального самолета, модель которого еще не выбрана, О.Пантелеев отметил, что Ан-148 и SSJ имеют близкую размерность, но Ан-148 может садиться даже на грунтовые аэродромы, а SSJ имеет несколько лучшие показатели по скорости полета, расходу топлива, и совместное их использование в парке одной авиакомпании принципиально возможно, "но, как говорит теория, это не совсем оправдано".
Говоря в целом о совокупности моделей лайнеров, фигурирующих в соглашении, эксперт отмечает, что, если исходить из параметров дальности и вместимости, то набор из региональных и среднемагистральных самолетов, покрывающих основной диапазон полетов из Москвы, в целом оправдан. В то же время, по его мнению, эксплуатация однотипного флота (самолетов одного производителя) в любом случае экономически целесообразнее. В то же время М.Иркли отмечает, что анонсированная "Росавиа" массовая закупка самолетов позиционируется как поддержка отечественного авиапрома, и об экономической эффективности на данном этапе говорить сложно, так как "ставится задача по выполнению госпрограммы по стимулированию российского авиастроения". "Целесообразность таких мер находится под большим знаком вопроса", - считает М.Иркли.
Авиакомпания "Росавиа" создается госкорпорацией "Ростехнологии" и правительством Москвы. "Росавиа" в апреле 2009г. подала документы в Министерство транспорта РФ на получение сертификата эксплуатанта, но до настоящего времени его не получила. В то же время авиакомания утвердила стратегию развития на период 2009-2015гг., отдельные положения которой были обнародованы. В частности, программа предполагает, что к 2015г. компания планирует занять 33% рынка авиаперевозок, что будет сопоставимо с долей крупнейшей в России авиакомпании - "Аэрофлота". Как именно "Росавиа" собирается достичь таких результатов, компания не сообщает.
В "Росавиа" войдут ГТК "Россия" и "Владивосток Авиа", а также проблемные перевозчики, такие как "Атлант-Союз", ФГУП "Кавминводыавиа", ФГУП "Оренбургские авиалинии", "Сахалинские авиатрассы" и "Дальавиа" (находится в состоянии банкротства).