Экономика, 28 мая 2014, 02:07

В России снова разрешат рекламировать вино

Правительство оправдало ожидания российских виноделов: в России появится собственный закон о вине, а сам напиток будет признан сельскохозяйственным продуктом — его можно будет рекламировать. Контроль за его производством перейдет из ведения Росалкогольрегулирования к Минсельхозу, при этом государство будет выделять субсидии на высаживание новых виноградников.
Читать в полной версии
(Фото: ИТАР-ТАСС)

К таким решениям пришли участники совещания под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева в Абрау-Дюрсо. Радость российских виноделов могут не разделить производители крымских портвейнов: акцизы на их крепленые вина могут повысить в три раза.

Из российского винограда

В самом начале совещания Медведев обозначил основной вопрос, решения которого отечественные виноделы добивались последние несколько лет. Обратившись к министру сельского хозяйства Николаю Федорову, Медведев спросил, считает ли тот необходимым принятие в России отдельного закона о вине по типу существующих в ведущих винодельческих странах Европы и США. Глава Минсельхоза ответил, что у него возражений нет.

Сейчас в России процесс производства вина находится под контролем Росалкогольрегулирования (РАР). Глава Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович в беседе с РБК признавался, что до сих пор отрасль не ощущала репрессий со стороны алкогольного регулятора, "однако тяжело работать, зная, что ты находишься на крючке". Винодельческий бизнес предполагает длинный инвестиционный цикл - от посадки винограда до выпуска первых бутылок должно пройти не менее пяти лет и наличие жесткого контролирующего органа отпугивает потенциальных инвесторов, считает Попович.

Отдельные законы о вине действуют во многих странах — Франции, Австрии, Италии, Португалии, Испании, Чили, США, Новой Зеландии, Австралии. В большинстве из них курирование отрасли находится в ведении департаментов, отвечающих за производство продуктов питания, и саморегулируемых организаций, образованных по территориальному принципу. Они следят за тем, чтобы вина, выпускаемые в регионе, соответствовали утвержденным параметрам качества и производились на основании принятых технических регламентов.

Говоря о поддержке отечественных виноделов, Медведев предложил закрепить в законодательстве термин "вина закрепленного географического указания". Под такими винами будут подразумеваться напитки, сделанные из собранного именно в России винограда.

Именно такие вина получат преференции от государства в виде облегчения лицензирования и доступа к субсидиям и снятия запрета на рекламу.

Сейчас, когда все винодельческие предприятия находятся в равном положении с точки зрения регулирования, лидерами по объемам производства являются предприятия "вторичного виноделия" — те, что закупают дешевые виноматериалы в других странах и затем разливают их по бутылкам или картонным пакетам (см. таблицу).

По словам участвовавшего в совещании заместителя председателя комитета по экономполитике и предпринимательству Госдумы Виктора Звагельского, еще до окончания весенней сессии Госдумы пройдет первое чтение поправок в федеральный закон "О госрегулировании алкогольного рынка". В них отражены практически все новации, обсуждавшиеся в Абрау-Дюрсо. "Чтобы принять полноценный закон "О вине", надо внести поправки в восемь действующих федеральных законов, — пояснил РБК Звагельский. — Поэтому приняли принципиальное решение поправить действующее законодательство, а затем уже писать новый закон".

Льготы не для всех

Владелец компании "Легенда Крыма" Михаил Штырлин с воодушевлением отреагировал на новости из Абрау-Дюрсо, но отметил при этом, что обозначенные Медведевым темпы развития виноградарства и виноделия в России кажутся ему завышенными. "Премьером поставлена задача до 2020г. увеличить площади виноградников России и Крыма с нынешних 90 тыс. га до 140 тыс. га. Для такого масштабного роста у нас нет ни средств, ни ресурсов", — считает он. Озвученную сумму господдержки на развитие отрасли — 300 млн руб. в год — Штырлин считает "довольно скромной для таких планов".

Среди тех, у кого итоги совещания в Абрау-Дюрсо могли вызвать не самые позитивные чувства, - представители крымского комбината "Массандра", знаменитого своими креплеными винами. Накануне гендиректор предприятия Николай Бойко сетовал на то, что в России знаменитые портвейны и мадеры отнесены к классу "винных напитков", а также на то, что налоговая нагрузка на производителей вин в России куда выше, чем на Украине.

Если в России производители вин платят 6 руб. акцизного сбора с каждой бутылки объемом 0,75 л, то на Украине для виноделов ставка чисто символическая: 1 копейка с литра вина. Налог на производителей крепленых вин в России рассчитывается по тому же принципу, что и водочный - исходя из ставки 400 руб. за литр чистого спирта. Таким образом, акцизная составляющая в бутылке стандартного портвейна красного крымского с объемом спирта 17,5% в России - 52,5 руб. На Украине аналогичный налоговый сбор — 7,66 руб.

Однако и эта планка акцизного сбора для "Массандры" может подняться. "Когда на совещании речь зашла о необходимости снизить акцизную ставку для производителей качественных российских вин, возникла дискуссия о том, где восполнить эти выпадающие доходы бюджета, — рассказал РБК Виктор Звагельский. — И прозвучали предложения о том, что их можно компенсировать за счет повышения в три раза ставок для винных напитков. Мол, все равно это гадость, которую пить нельзя. Боюсь, наши друзья из "Массандры" к такой инициативе отнеслись без понимания".

По словам депутата, окончательного решения по поводу снижения или поднятия акцизных ставок для различных вин не принято. "Медведев дал поручение проработать этот вопрос", — отметил Звагельский.

Денис Пузырев

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу