Экономика, 28 июл 2011, 14:07

Эксперт: Минтрансу требуется свежая кровь

Трагедия, произошедшая на Волге, – главная новость последних двух недель в России. "Независимая газета" разбирается, кто же за это понесет ответственность.
Читать в полной версии

Экономист Никита Кричевский считает, что следует прислушаться к версии лидера "Правого дела" Михаила Прохорова. Политик, в частности, обвинил в произошедшем "весь российский чиновничий класс, совместно с теневым бизнесом паразитирующий на собственной стране". Да, возможно, эта "сцепка города и деревни" и привела к тому короткому ответу на вопрос о виновности.

Цинизм ситуации заключается в том, что комиссию по "Булгарии" возглавил министр транспорта Игорь Левитин, то есть глава ведомства, которое и отвечает за судоходство и, соответственно, его безопасность. Как это обычно бывает: когда человек жалуется на чиновника вышестоящему чиновнику и потом именно к этому нижестоящему чиновнику расписывается документ с жалобой. По всей вероятности, так произойдет и на этот раз.

Как всегда, пишет Н.Кричевский, виновными в трагедии сразу назначили крайних. Это гендиректор ООО "АргоРечТур" – арендатор теплохода "Булгария" Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, обвиненные по статье "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Оба они даже после ходатайств адвокатов были оставлены под стражей. Добавим к этому перечню и официального представителя оперативного штаба по подъему судна Тимура Хикматова.

Не ищите ответа на вопрос "Кто ответит за "Булгарию"? По мнению экономиста, головы министра Левитина (в рейтинге коррумпированности министерств и ведомств РФ Минтранс уверенно поднялся на вторую ступеньку) на карающей плахе стопроцентно не будет. Если говорить о кадровом составе "паразитирующего" руководства Минтранса, то здесь и вовсе все запущено: неэффективные заместители Левитина Олег Белозеров – специалист по грузовым и транспортным перевозкам, Николай Асаул – "санкт-петербургский" инвестор, "авиатор" и по совместительству член "Семьи" Валерий Окулов, а то и гляди - С.Аристов – бывший "следак" из Кемеровской области.

Не ищите речников-водников: среди обозначенных персонажей их нет. Единственным, кого хоть как-то можно отнести к воде (к морю), – это зам Левитина Виктор Олерский, да и он в лихие 90-е возглавлял непонятную структуру – "Инфотек Балтика".

По установившейся традиции крайними также окажутся директор Казанского пассажирского порта Рашид Сафин, капитан проходившего рядом судна "Дунайский-66" Александр Егоров, арестованные субарендаторы. Ну и, конечно же, "в рамках прокурорской проверки по факту крушения "Булгарии" было вынесено представление об устранении нарушений закона начальнику управления на транспорте МВД по Приволжскому федеральному округу Владимиру Берглезову".

Наконец, экономист вспоминает слова премьер-министра. Выступая в Казани после осмотра места происшествия и встречи во время совещания, Владимир Путин не понимал, как можно было продавать билеты на такую посудину и как вообще можно было судно в таком состоянии выпускать из порта.

Дело в том, считает Н.Кричевский, что фактически руководить - что Минтрансом, что российским транспортным хозяйством - некому. Ситуация с речными и озерными судами в России от года только хуже: за 2005-2008 годы (очередной политический сезон) 5,3% из них куда-то "испарились". Причем больше всего пострадали речные сухогрузы: за 2005-2008 годы их число сократилось на 11,6%. Что перевозят оставшиеся в строю сухогрузы? С 2005 года количество руды, зерна, каменного угля снизилось в разы. Зато в 2008 году три четверти всех грузов составили стройматериалы, в кризис оказавшиеся ненужными вместе с судами, их перевозившими. Но не сейчас: после кризиса они оказались ой как нужны. Правда, не только сухогрузы, но и другие транспортные суда.

Из распоряжения от 27 ноября 2010 г. №2102-р "О приватизации государственного и муниципального имущества" ми узнаем, что в 2010-2012 годах будут приватизированы красноярские вдруг ставшими ненужными Енисейскому речному пароходству буксирный теплоход "Казачинец", водолазный бот, он же теплоход "Водолазный бот-1", теплоход-буксир "М-2", паром для перевозки техники и пассажиров "Паром-6"и т.д. "Интересно было бы спросить, чем эти суда так плохи, да настолько, что продавать уж впору?" - спрашивает Н.Кричевский.

Но ведь что самое интересное – количество судов, грузов и пассажиров сокращается, а выручка от речных перевозок растет. С 2005 по 2008 год (как тут не вспомнить о президентско-премьерской четырехлетке) доходы от перевозок грузов и пассажиров возросли на 65,5%, и если с пассажиров речники стали брать на 39,2% больше, то средняя себестоимость грузоперевозок выросла в 1,8 раза. По итогам 2008 года более половины речных и озерных судов были старше многих из нас: 50,6% всех судов построено до 1979 года, а по пассажирским и грузопассажирским судам этот показатель еще выше – 55,4%, причем 15,1% пассажирских и грузопассажирских судов имели возраст 50 лет и больше. Сколько еще эти "пенсионеры" проходят?

Вот вам и ответ, кто следующий за "Булгарией". Если всего речных судов в России на конец 2008 года было 65 тыс. (не считая речных и грузопассажирских), то каждый четвертый желающий прокатиться не речном трамвайчике или местном круизном лайнере – потенциальный "булгаринец".

К слову, проблемы у ведомства И.Левитина появились отнюдь не вчера. В этой связи вспоминаются и недавняя катастрофа под Арханегельском, произошедшая в один день с "Булгарией" (да и как ей не случится, если за 2005-2008 годы число гражданских воздушных судов в России выросло на целых 400 машин, но одновременно парк машин, срок эксплуатации которых составляет от 15 до 30 лет, составил более половины всего летного состава (точнее, 59,7%). Ни для кого не секрет, за счет чего обновлялся наш авиапарк: за счет приобретения новых иностранных лайнеров.

Это и вопрос, куда за годы правления чиновников из Минтранса к концу 2008 года делись морские 480 судов из 3574, что достались нам в 2005-м. Особенно беспокоит снижение морских рыболовных судов: их количество за 2005-20008 годы снизилось с 1455 до 1128, или на 22,5%. Да что там, в мировом потовом рейтинге российского порта нет даже в топ-20 (крупнейший в России Новороссийский морской торговый порт занял там в 2005г. лишь 46-е место). Нам остается только гордиться протяженностью наших морских рубежей и с берега фотографировать развитие приграничных стран. Притом что за 2008 год в мире было произведено 2450 судов водоизмещением 10 000 и более тонн при бесспорном лидерстве Южной Кореи (50,6%) и торпедировавших российскую модернизацию государственных паразитов – чиновников, не желающих перенимать южнокорейский опыт.

Мы не беремся за железнодорожный транспорт – там наведен хоть какой-то порядок. Мы за то, чтобы быть ближе к людям, а это транспорт общественный. В 2005-2008 годах число автобусов общего пользования, основного вида транспорта России, сократилось (в пересчете на 100 тыс. человек населения) с 55 до 45, или почти на 18,2%. Вряд ли население России столь уменьшилось, более того, перепись-2010 зафиксировала даже некоторый прирост. Может быть, и из-за политики Минтранса, согласно последней переписи, Россия каждый год теряла ровно два населенных пункта в день.

Но по дорогам еще нужно хоть как-то ездить. По данным ИГСО в 2005 году удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог России составлял 91,3%, а к 2008г. упал до 83,4%. К началу 2010 года этот показатель вообще составлял 81,3%.

Плохое качество российских автомобильных дорог ведет к тому, что транспортная составляющая в себестоимости отечественных товаров достигает 20%. В странах Запада, отличающихся высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры, этот показатель достигает всего 8%. По данным вице-премьера Сергея Иванова, ежегодные потери из-за плохих дорог оцениваются в 1,8 трлн. рублей, что равносильно 3% ВВП. Несмотря на сравнительно недорогое топливо, себестоимость автомобильных перевозок в России в 1,5 раза выше, чем в ЕС. Так что для российских предприятий еще остро стоит и подотчетный Минтрансу вопрос сокращения затрат на перевозку. Интересно, задумывался кто-нибудь об эффективности расходования выделяемых на дорожное строительство средств?

В связи с этим Н.Кричевский задается вопросом, неужели все комиссии, создаваемые для расследования причин катастроф, которые происходят в транспортной отрасли, так и будет возглавлять человек, при котором эта транспортная отрасль продолжает активно разваливаться?

Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи