Н.Аксененко: Комментирую только инвестиции в ж/д транспорт
Министр путей сообщения Николай Аксененко, выступая по окончании заседания правительства, на котором обсуждался проект инвестиционной программы железнодорожного транспорта в 2002 году, отказался комментировать тему уголовного дела, возбужденного в отношении него Генеральной прокуратурой РФ. "Я не комментирую ничего, кроме инвестиций в железнодорожный транспорт", - отметил глава МПС.
По его словам, он был отозван из отпуска в связи с важностью инвестиционной программы и необходимостью его участия в ее обсуждении. Отвечая на вопрос о сроках выхода из отпуска, министр заявил, что "он будет действовать в соответствии с законодательством", и когда настанет день завершения отпуска, он выйдет на работу.
Комментируя же инвестиционные программы, глава МПС заявил, что Европейский банк реконструкции и развития в 2002 году может вложить 250 млн долларов в развитие железных дорог России. Готовность вкладывать инвестиции в железнодорожный транспорт в следующем году выражает также и Всемирный банк. При этом министр подчеркнул, что российские банки также готовы инвестировать, "но у них высокие процентные ставки и короткие сроки".
Всего МПС планирует привлечь заемных средств в следующем году на сумму 37 млрд рублей. По словам министра, прежде всего это будут кредитные ресурсы, совместные проекты с энергетиками, а также вложения в жилищное строительство. Вся инвестиционная программа МПС в будущем году составит 161 млрд рублей, из них 110 млрд рублей планируется получить с помощью амортизационных фондов, а 13 млрд рублей - за счет чистой прибыли. В нынешнем году, по словам Николая Аксененко, МПС планирует получить балансовую прибыль порядка 35-36 млрд рублей.
Между тем заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов заявляет, что по вопросу об инвестиционной программе железнодорожного транспорта разошлись точки зрения не только двух ведомств (МПС и Минэкономразвития), но и других членов кабинета министров. Инвестиционная программа должна соответствовать "общей линии структурных реформ, в том числе, с точки зрения обеспечения реальных источников финансирования", - отметил замминистра. В МЭРТ считают целесообразным выделить в отдельный раздел крупные объекты государственного значения. Причем здесь существует некоторая дилемма: "финансировать ли их за счет тарифной составляющей, либо привлекать средства с рынков". По словам Андрея Шаронова, министр связи Леонид Рейман высказал сегодня мнение, что большие объемы финансирования на модернизацию средств связи на МПС вряд ли стоит выделять из тарифной составляющей, поскольку эти средства могут быть закуплены на рынке телекоммуникационных услуг. По мнению Андрея Шаронова, в отдельную статью должна быть выделена вся социальная составляющая. Кроме того, на конкурсной основе должны определяться источники финансирования строительства таких крупных проектов, как строительство мостового перехода на Сахалине, Санкт-Петербургский транспортный узел, транскорейская магистраль. МПС в этой связи предлагает выделить в 2002 году 123 млрд рублей из собственных средств (в первую очередь за счет амортизационных отчислений и тарифной составляющей), а МЭРТ считает, что собственные средства Министерством путей сообщения могут быть выделены в объеме 90-118 млрд рублей, при этом заемные средства должны составлять не 37 млрд рублей, как это предлагает МПС, а значительно больше. "Здесь должна присутствовать не только экономическая логика, но также технологическая, инфраструктурная и социальная", - отметил Андрей Шаронов.