От частного к общественному: как в России обновляют городской транспорт
Эффективное и комфортное передвижение по городу, наряду с жильем, медициной, образованием, экологичной и безопасной обстановкой, входит в базовые потребности развития городской среды и экономики. Агентство стратегических инициатив ежегодно проводит оценку качества жизни в регионах. Рейтинг на основе этих исследований дает возможность оценивать ситуацию в регионах и тиражировать лучшие практики, а также получать обратную связь от горожан и эффективно решать волнующие их проблемы. В рейтинг включается в том числе показатель качества общественного транспорта.
Как ранее отметил президент Владимир Путин, городской пассажирский транспорт — важная, неотъемлемая составляющая транспортной системы страны. Он играет значимую роль в укреплении межрегиональных и международных связей, развитии промышленного производства, сельского хозяйства, бизнеса, во многом определяет качество жизни людей.
Эффективная система городского общественного транспорта важна с точки зрения повышения безопасности и комфорта жизни, улучшения качества воздуха и обеспечения доступа к городским сервисам. Она сшивает районы в агломерацию и тем самым создает беспрепятственное передвижение.
По мере урбанизации время, которое горожане проводят в пути, постоянно растет. Снизить его потери на перемещения и одновременно повысить комфортность передвижения позволяет общественный транспорт.
Как заявил летом 2023 года на заседании президиума госсовета по вопросам развития общественного транспорта президент Владимир Путин, несмотря на то что в последнее десятилетие страна переживала настоящий бум роста числа личных автомобилей и падение популярности общественного транспорта, сейчас тенденция меняется: «Все больше людей предпочитают именно общественный транспорт как более быстрый, доступный и экономичный».
Наземный городской транспорт популярен у жителей. Ежегодно, по данным Росстата, автобусами, троллейбусами и трамваями перевозится более 10 млрд пассажиров.
Сегодня в стране насчитывается более 150 тыс. единиц общественного транспорта, из них почти 136 тыс. — автобусы. При этом более 41 тыс. транспортных средств эксплуатируются за пределами сроков службы, заявил ранее заместитель председателя правительства РФ Виталий Савельев: средний возраст автобусов составляет около восьми лет при сроке службы от семи до десяти лет, троллейбусов — 15 лет при сроке службы до 15 лет, трамваев — 25 лет при сроке службы 25 лет.
Необходимость обновления общественного транспорта является одной из национальных целей развития страны на период до 2030 года и перспективу до 2036-го. Согласно соответствующему указу, подписанному президентом летом 2024 года, в ближайшие шесть лет до 85% парка общественного транспорта в агломерациях и городах должно быть не старше нормативного срока эксплуатации.
С учетом этих показателей формируется и паспорт нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Как отметил председатель правительства Михаил Мишустин, в следующие шесть лет в российские регионы будет поставлено более 33 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов.
Как идет обновление общественного транспорта в регионах
С 2020 года федеральная поддержка обновления общественного транспорта носит системный характер, говорил ранее Виталий Савельев: были сформированы первые системные программы помощи регионам.
Так, подвижной состав общественного транспорта поступает в регионы по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». На сегодня уже обновили около 12,6 тыс. единиц общественного транспорта. «К концу года эта цифра достигнет порядка 13,4 тыс., включая более 12,2 тыс. автобусов, 427 троллейбусов, 421 трамвай и 286 электробусов», — сообщил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.
В города поступает экологически чистый и комфортабельный транспорт, подходящий для людей с ограниченными возможностями здоровья.
«Мы продолжаем развивать комфортную среду, где поездка на общественном транспорте не уступает передвижению на личном автомобиле и является предпочтительным выбором для населения. За счет новых поставок наземного транспорта в регионах увеличивается количество маршрутов, а люди быстрее и с комфортом добираются до работы, учебы. Безусловно, это делает граждан более мобильными, а значит, и более активными участниками жизни своих городов и всей страны», — приводят слова заместителя председателя правительства Марата Хуснуллина на сайте правительства РФ.
Например, в Новосибирске 58 новых троллейбусов позволили связать удаленные точки областной столицы без помощи контактной сети. В этом помогает увеличенный автономный ход.
Как рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский, эти троллейбусы способны до 30 км проехать от аккумуляторной батареи, что позволяет делать маршруты более гибкими. Кроме того, они позволяют создавать крупные пересадочные транспортные узлы. Уже сейчас троллейбусы показывают свою эффективность, соединив удаленный от центра города автовокзал с ближайшей станцией метро, благодаря чему добраться до него стало быстрее и проще.
«В нашем городе разветвленная контактная сеть, это наше конкурентное преимущество. Поэтому пассажирский транспорт мы предполагаем развивать на основе троллейбусов с автономным ходом», — сообщил мэр Новосибирска Максим Кудрявцев. Еще в городе обновляют автобусный парк — 40 современных комфортабельных автобусов перевозят жителей города уже не первый год. Обновление происходит не только в городе, но и в области. Еще 206 новых автобусов перевозят пассажиров в 32 муниципалитетах области. В целом в 2021–2024 годах в регион поступило 246 автобусов и 58 троллейбусов.
В Самарской области обновляют общественный транспорт с 2020 года. За это время в регион поступило 315 новых автобусов и 22 троллейбуса. До конца этого года в регион поступит еще 14 автобусов.
В Чувашской Республике пассажиров перевозят 47 новых автобусов. Главная их особенность — работа на компримированном природном газе. Это один из самых экологически чистых видов моторного топлива, который значительно снижает вредные выбросы в атмосферу. Комфортабельные автобусы перевозят пассажиров в Чебоксарах и в муниципалитетах области. Обновляется и троллейбусный парк — до конца года в Чебоксары поступит 40 троллейбусов.
Возрождение городского электротранспорта
Возрождение электротранспорта и, в частности, трамваев — мировой тренд. По данным Международного союза общественного транспорта, с 2000 года не менее 108 новых городов, 60 из которых — в Европе, открыли первые линии или заново запустили трамвайное движение. Российская система общественного транспорта сегодня развивается в этом же направлении. Россия входит в число лидеров по протяженности трамвайных линий и количеству подвижного состава городского электротранспорта, по данным консалтинговой компании Strategy Partners за 2021–2022 годы.
«Трамвай — самое оптимальное средство передвижения в городе», — заявлял в интервью телеканалу «Россия 24» министр транспорта Роман Старовойт.
Так, в Томске с середины года курсируют пять новых современных низкопольных трамваев. Ими уже воспользовались свыше 182 тыс. пассажиров. «Работать на новом вагоне — одно удовольствие. Легкий в управлении, плавно подключается без толчка, ход мягкий и тихий. Благодаря большому количеству зеркал есть хороший обзор вокруг трамвая и слепых зон. И пассажиры остаются довольны поездками, выходят с хорошим настроением, улыбаются. Просто едешь и радуешься жизни», — поделилась впечатлениями водитель трамвая Гульнара Плетенецкая.
Обновление электротранспорта играет важную роль, говорит директор практики «Инжиниринг» консалтинговой компании Strategy Partners Ольга Корона: «Новый, тихий и удобный подвижной состав идет по новому полотну, посадка и высадка осуществляются на комфортных остановочных пунктах». По ее словам, новые трамваи отвечают современным требованиям, а после модернизации городской сети электротранспорта пассажиры гарантированно быстро и вовремя могут добраться в точку назначения за счет увеличенной скорости движения, отсутствия пробок и четкого расписания. В мегаполисах электротранспорт решает проблему поиска парковочного места вблизи офиса, места учебы или кафе, отмечает Ольга Корона.
Обновляют по нацпроекту и электробусы. Современный транспорт курсирует в десяти регионах страны: Курской, Липецкой, Ростовской, Саратовской, Нижегородской, Волгоградской и Ярославской областях, в Краснодарском, Пермском и Красноярском краях. Например, на городских маршрутах Волгограда уже курсирует 21 электробус.
Ежемесячно этим видом транспорта пользуются до 350–430 тыс. горожан, следует из данных администрации города. Волгоград — один из самых протяженных городов в стране, это диктует свои условия для развития городской транспортной системы. Помимо обычного трамвая, пассажиров здесь перевозит скоростной трамвай. Сейчас сеть скоростного трамвая поэтапно модернизируется, в том числе пути и остановочные пункты. Трамвайный парк тоже активно модернизируется: поставлено 50 новых односекционных трамваев, в том числе для скоростных маршрутов. Сейчас они готовятся к выходу на линии. Еще 12 больших трехсекционных трамваев появятся в Волгограде до конца года — все это позволит сразу на 60% обновить трамвайный парк региона.
В Нижегородской области в результате масштабного обновления транспортной инфраструктуры и оптимизации сети ключевую роль в транспортном каркасе Нижнего Новгорода будет играть электротранспорт: трамваи, метро, электрички, электробусы. Проводится серьезная реконструкция трамвайной системы города: уже обновлено более 50 км трамвайных путей и две тяговые подстанции, поставлено 45 новых трамваев. До конца 2026 года планируется закупка 170 новых трамвайных вагонов, что вместе с обновлением 149,3 км трамвайных путей и 15 тяговых подстанций позволит уменьшить время в пути на 45%, следует из стратегии развития региона. Нижний Новгород — один из лидеров страны по количеству новых электробусов: 120 машин запустили по маршрутам в Заречной и Нагорной частях города.
Оплата проезда в электробусах возможна по QR-коду. «Применение сервиса позволяет пассажирам экономить время при посадке и делает общественный транспорт более удобным. Геооплата — это дополнительный инструмент безналичной оплаты проезда, который не заменяет, а дополняет другие виды оплаты. Пассажирам по-прежнему доступна оплата проезда наличными средствами, с помощью стационарных и переносных валидаторов, а также с использованием транспортной карты», — приводятся слова исполняющего обязанности директора ГКУ НО «ЦРТС» Александра Бачурина на сайте министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области. Аналогичная технология внедрена в Ярославле, Твери, Ижевске, тестируется в Московской области.
Реализация подобных проектов способствует улучшению экологической ситуации и снижению уровня вредных выбросов — например, углеродный след трамвая на 250% меньше по сравнению с автомобилем, говорит директор практики «Инжиниринг» консалтинговой компании Strategy Partners Ольга Корона: «У электробусов и троллейбусов он будет несколько выше за счет использования колесных шин, но все равно экологичнее машин».
Комфорт и скорость передвижения, по ее словам, обеспечивают увеличение доли поездок на общественном транспорте и снижение количества личного автомобильного транспорта на дорогах, что также существенно влияет на микроклимат городов: «Снижение количества автомобилей ведет к снижению количества ДТП на дорогах, поэтому электротранспорт играет немаловажную роль и в безопасности пассажиров».
Инструменты развития
Поступает транспорт в регионы по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» благодаря субсидированию льготного лизинга АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) за счет федеральных средств и Фонда национального благосостояния, проектов комплексного развития городского электрического транспорта по концессионной модели, предоставления специальных казначейских кредитов, а также за счет Резервного фонда правительства РФ.
ГТЛК выступает базовым поставщиком городского пассажирского транспорта по нацпроекту. По программе льготного лизинга городского пассажирского транспорта с господдержкой от Минтранса региональные перевозчики получают скидки до 60% на покупку техники, а за счет средств ФНБ — льготную ставку 6,8%, рассказали в ГТЛК: «Таким образом, за счет софинансирования из федерального бюджета транспорт в итоге обходится регионам в рассрочку даже дешевле, чем при покупке напрямую у производителя. Кроме того, региональные власти избавлены от необходимости увеличивать долговую нагрузку за единовременную покупку транспорта».
Интерес к льготным программам, по словам генерального директора ГТЛК Евгения Дитриха, в регионах огромный. ГТЛК по нацпроекту «законтрактовала» 2,3 тыс. единиц городского пассажирского транспорта. Из них за последние четыре года в лизинг на льготных условиях региональным перевозчикам передано 2,2 тыс. единиц техники, оставшийся транспорт будет передан до конца 2024 года.
Поставки нового транспорта на условиях льготного лизинга помогают обновлять устаревшие локальные парки, расширять маршрутную сеть и делают передвижение безопаснее, быстрее и комфортнее.
«Мы доводим меры господдержки до конкретных получателей в регионах, обеспечиваем равный доступ субъектов к финансированию обновления парков городского пассажирского транспорта. Работаем со всеми регионами без исключения, в том числе с низкой инвестиционной активностью и высоким износом парков, которые не интересны коммерческим компаниям и банкам», — говорит Евгений Дитрих.
В 2024 году средний возраст российского парка автобусов сократился с 17 до 14,6 года для городских пассажирских автобусов, отмечают в ГТЛК. Кроме того, по словам Евгения Дитриха, удалось «раскачать промышленность» — рынок продаж автобусов за последние четыре года достиг 29,8 тыс. единиц. По нацпроекту поставляются автобусы отечественного производства группы ГАЗ, КАМАЗ, Volgabus, троллейбусы и трамваи «ПК Транспортные системы», «Транс-Альфа», Уфимского троллейбусно-трамвайного завода и Усть-Катавского вагоностроительного завода.
В этом году нацпроект «Безопасные качественные дороги» завершается, но работа по развитию общественного транспорта продолжится уже по новому — «Инфраструктура для жизни». Планируется, что до 2030 года в городах появится более 33 тыс. новых современных автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов.
«Для потребителя мобильность, по сути, становится целостной услугой», — говорит директор департамента инвестиций и рынков капитала аудиторско-консалтинговой компании Kept Сергей Игнатущенко. Комплексная система обновления транспорта, позволяющая пассажиру на протяжении своего маршрута менять разные виды транспорта, будет способствовать снижению зависимости от личных автомобилей, дальнейшему повышению комфорта городов и качества жизни людей.