Экономика, 29 янв 2007, 18:12

России до 2015г. необходимо около 1000 пассажирских самолетов

Потребность внутреннего рынка России в гражданских самолетах до 2015г. составляет около 1000 машин, сообщил сегодня председатель правления Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров на заседании Военно-промышленной комиссии.
Читать в полной версии

В частности, по его словам, потребность страны в пассажирских самолетах оценивается в 600-900 штук, в грузовых - 100 штук. Между тем, отметил Алексей Федоров, стратегия ОАК до 2015г. предусматривает производство порядка 500 гражданских авиалайнеров, большая часть которых будет использоваться на внутреннем рынке.

По словам главы ОАК, потребности внутреннего рынка РФ в самолетах подразумевают создание лайнеров различного типа. Часть уже подкреплена контрактами (законтрактовано 100 самолетов), 130 самолетов находятся в опционе.

Алексей Федоров также рассказал, что в период с 2008 по 2012гг. необходимо изготовить около 300 самолетов с общим объем финансирования 146 млрд руб. Между тем дефицит в использовании финансовых инструментов оценивается в 115 млрд руб. от этих средств. А общая потребность инвестиций в техническое перевооружение гражданской авиации до конца 2010г. оценивается в 25 млрд руб. По его словам, более 7 млрд руб. планируется привлечь в виде долгосрочных льготных кредитов под государственные гарантии, 6 млрд руб. составят прямые инвестиции из ресурсов ОАК. Предполагается более активно использовать заемные средства, привлекаемые на финансовых рынках, в том числе с использованием механизмов лизинговых компаний.

Глава ОАК также отметил, что необходимо расширить перечень финансовых инструментов поддержки гражданской авиации. По его словам, в настоящее время в данную отрасль трудно привлекать средства инвесторов без стимулирования капитала. "Трудно обвинять инвестора в недостаточных вложениях, так как он легко может найти другие компании в других отраслях, куда вкладывать выгоднее", - сказал А.Федоров.

Еще одним из барьеров, препятствующих развитию финансовых механизмов в отрасли, является высокий уровень монополизации в банковском секторе. Так, в настоящее время отрасль финансируют лишь 3 организации: Сбербанк, Внешторгбанк и Внешэкономбанк.

А.Федоров также высказался за введение прогрессивной ставки ввозной пошлины на гражданские самолеты, которым больше 10 лет. "Чем старше самолет, тем больше должна быть ставка", - подчеркнул он. Кроме того, глава ОАК предложил ввести технические ограничения на регистрацию вновь вводимых в эксплуатацию воздушных судов. Речь идет об ограничениях по шуму, о защите "от несанкционированного вмешательства", о точности навигации. При этом он отметил, что речь идет не только о зарубежных, но и о российских самолетах.

Вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов поддержал идею А.Федорова по введению запретительных пошлин на ввоз самолетов старше 10 лет. На заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ он заявил, что пошлины на такие самолеты "должны быть запретительными, а не разрешительными и поощрительными, как в настоящее время". Что касается новых самолетов, то импортные пошлины на них можно снизить, полагает С.Иванов. Он также подчеркнул необходимость установления "равных условий игры на рынке".

Кроме того, А.Федоров рассказал, что в 2014-2015гг. планируется вывести на рынок самолет МС-21. Он объявил этот самолет основным проектом гражданской авиации на сегодняшний день. В настоящее время стоит задача создания "конструкторского потенциала" для строительства магистрального самолета ХХI века.

Говоря о создании ближнемагистрального самолета Ту-334, А.Федоров сообщил, что в настоящее время закончена его сертификация. Вопрос о его серийном производстве будет решаться после подтверждения заказов от потребителей.

Председатель правления ОАК также не исключил возможности производства самолета Ил-114 в России. Как он сообщил, производство в России данного самолета пока не предполагается, но, "если будут хорошие рыночные перспективы", то можно рассмотреть вопрос о расширении его производства не только на Ташкентском заводе, но и на одном из российских предприятий.

Разработка 60-местного самолета для локальных авиалиний Ил-114 началось в 1986г. в ОКБ С.В.Ильюшина. Проект самолета Ил-114 рассматривался как замена самолетам Ан-24, Як-40 и Ту-134 на местных трассах. Первый полет выполнил 29 марта 1990г. Производится на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова (ТАПОиЧ, Узбекистан).

Самолет Ту-334 предназначен для замены лайнеров Ту-134. Он способен перевозить 92-110 пассажиров (в зависимости от модификации) на расстояние около 3 тыс. км.

В августе 2003г. ОАО "Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина", корпорация "Иркут" и ОАО "ОКБ им. Яковлева" выиграли конкурс на разработку и серийное производство БСМ МС-21. Планируется, что самолеты МС-21 заменят собой самолеты Ту-154, которые сейчас перевозят порядка 80% грузо- и пассажиропотока. Самолет класса БСМ будет создаваться в соответствии с международными требованиями и иметь три модификации на 132, 150 и 168 пассажиров, которые отличаются друг от друга лишь длинной фюзеляжа. Дальность полета составит до 5 тыс. км, а в варианте LR (Long Range) - до 6 тыс. 350 км. Проект уже внесен в расходную часть бюджета. Стоимость проекта по созданию ближне-среднемагистрального самолета (БСМ) MC-21 составила 229 млн долл.

Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу