Экономика, 29 янв 2015, 00:03

Цена политики: почему у России «мусорный» рейтинг

На этой неделе агентство S&P понизило кредитный рейтинг России до «мусорного», впервые с 2004 года. Власти назвали решение политически мотивированным, указав на то, что госфинансы России по ряду параметров лучше даже, чем у стран инвестиционной категории. Это так, но правда и в том, что «мусорным» рейтингом страна расплачивается за кризис на Украине и международную изоляцию.
Читать в полной версии
Фото: REUTERS 2015
В понедельник, 26 января, рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) понизило суверенный рейтинг России по обязательствам в твердой валюте до BB+, первой отметки в рамках «мусорной» (неинвестиционной) категории. Кредитный рейтинг России впервые за 10 лет оказался ниже инвестиционного статуса.

Два других рейтинговых агентства – Moody’s и Fitch – пока удерживают рейтинг России в пределах инвестиционной категории, но всего в одном шаге от «мусорного» статуса. Прогноз Fitch по рейтингу негативный, а Moody's уже пересматривает рейтинг на предмет возможного понижения.

Российские власти предсказуемо расценили решение S&P как политическое и неоправданное с точки зрения экономических показателей. Например, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал решение «ангажированным», «имеющим минимальное отношение к экономике», а замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев считает, что страны, «которые теперь с нами находятся в одной линейке», несопоставимы с Россией по уровню развития экономики.

При этом российское правительство продолжает оплачивать S&P рейтинговое покрытие (стоимость обслуживания никогда не афишировалась).

Рейтинги S&P, как и остальных агентств, действительно отражают не только чистые экономические факторы. В руководстве S&P об «Основных принципах присвоения суверенных кредитных рейтингов» прописано, что кредитоспособность суверенного эмитента определяется в том числе на основе оценки политических (геополитических) и внешнеэкономических рисков.

Политика – причем не только внешняя, но и внутренняя – влияет на решения рейтинговых агентств, и это закономерно, отмечает главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «Расходование средств бюджета и резервов – это политические решения, обусловленные экономическими проблемами. Решения о том, кого спасать, в каких объемах помогать, как быстро тратить или не тратить резервы, принимаются с учетом политических приоритетов», – говорит он. Все это сказывается на стабильности государственных финансов и на возможностях государства в будущем обслуживать свой долг.

У России низкий госдолг, по-прежнему немалые валютные резервы и стабильно профицитный платежный баланс: по этим параметрам Россия превосходит почти все страны, которые S&P ставит на одну ступень выше, то есть оценивает по нижней границе инвестиционной категории (см. инфографику). Однако «перспективы экономического роста ухудшились» (S&P прогнозирует рецессию в 2015 году), и ситуация в финансовой системе страны усугубляется в связи с ослаблением рубля, отсутствием внешнего финансирования из-за западных экономических санкций и резкого снижения цен на нефть, говорится в рейтинговом обосновании S&P.

«Мусорный» статус суверенного рейтинга при относительно хорошей ситуации в госфинансах – это фактически плата за украинский конфликт и глубокий кризис в политических отношениях России с Западом. По словам аналитика Standard Bank Тима Эша, понижение рейтинга России до спекулятивного «отражает сочетание более низких цен на нефть, санкций и конфликта на Украине на фоне геополитической схватки с Западом» (цитата по WSJ).

У правительства пока нет серьезных финансовых проблем. Но можно предположить, что резервы будут сокращаться ощутимыми темпами, учитывая то, как они таяли раньше (в 2014 году Россия израсходовала более $120 млрд валютных резервов), а также с учетом объявленной программы антикризисного финансирования, говорит Тихомиров. Санкции и требуемые долговые выплаты будут стимулировать высокий уровень оттока капитала из страны. «Все это может привести к ситуации, когда резервы перестанут казаться большими. В перспективе до двух лет это может поставить под угрозу возможность государства обслуживать свой долг», – считает экономист.

Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Временное управление активами недружественных лиц. Как это работает
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек