Обвал рубля, 29 апр 2016, 15:12

В правительстве признали кризис потребления в России

Самая большая проблема отечественных производителей состоит в низком спросе на их продукцию, считает вице-премьер Ольга Голодец. Сокращению спроса способствует низкий уровень зарплат россиян
Читать в полной версии
(Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

​Развитию экономики России мешает резкое сокращение россиянами расходов на покупку потребительских товаров, по сути страна переживает настоящий «кризис потребления», отметила вице-премьер Ольга Голодец. «Сегодня невозможно дальше развиваться, теперь вся промышленность говорит об одном: что бы мы ни произвели, у нас нет потребителя. У нас идет сокращение потребления. Это самая большая проблема», — заявила Голодец на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулирования социально-трудовых отношений (цитата по ТАСС).

По словам вице-премьера, в России радикально изменилась структура потребления, с начала 2016 года большую часть денег россияне тратят просто на еду, в то время как спрос на целый ряд товаров легкой промышленности сократился на 20% и даже больше. «Такого давно не было. И это говорит о кризисе потребления, который является сегодня важнейшим фактором, который препятствует развитию экономики», — подчеркнула Голодец.

Ранее в пятницу компания «Nielsen Россия» объявила о рекордном падении индекса потребительского доверия и «истощении потребительских возможностей россиян». После трат на основные нужды и обязательные платежи у 18% опрошенных россиян не осталось свободных денег, они все больше экономят на новой одежде, электронике и отпусках. При этом в улучшение ситуации не верят почти 70% респондентов.

«Истощение — так одним словом можно охарактеризовать состояние российских потребителей сегодня», — прокомментировала итоги исследования директор по работе с глобальными клиентами «Nielsen Россия» Марина Лапенкова.

В начале февраля Минэкономразвития сообщило, что розничная торговля завершила 2015 год с худшими результатами более чем за 40 лет и в ближайшем будущем процесс перехода покупателей «в разряд наблюдателей за торговым процессом» будет только продолжаться. Эксперты МЭР предупредили, что в условиях принятия населением страны сберегательной модели поведения главной задачей бизнеса становится выживание.

«В 2016 году, по крайней мере в первые месяцы, перед предпринимателями стоит главная задача — сохранить бизнес и выжить в рамках маржи, которую сейчас формирует потребитель», — отмечается в докладе МЭР. Как отмечают эксперты ведомства, риски того, что ситуация в розничной торговле будет развиваться «в рамках отрицательной динамики», останутся высокими как минимум до середины следующего года.

В свою очередь первый замглавы ЦБ Сергей Швецов в феврале 2016 года призвал россиян помнить, что во время кризиса нужно меньше тратить и больше откладывать.

«Если идет экономический спад, население должно реагировать рационально, а не покупать по несколько телевизоров и несколько стиральных машин. Оно должно понимать, что завтра может потерять рабочее место, поэтому склонность к сбережениям здесь должна превалировать над склонностью к потреблению», — заявил Швецов.

Еще одной причиной сокращения потребительского спроса Ольга Голодец назвала сегодня низкую оценку труда россиян.

«У нас каждый человек в стране получает общее среднее образование, и, получив среднее общее образование, он выходит на рынок и получает 7,5 тыс. руб., и вы говорите о производительности труда. А где такой труд, который оплачивается в 7,5 тыс. руб.? Таких людей у нас 2 млн человек. У нас есть перекосы, которые нужно реально проработать, и без устранения таких перекосов мы не сможем двигаться вперед», — сказала Голодец.

Pro
Прибыль 20% в долларах на акциях Казахстана. Как заработать на этом рынке
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Худшая система мотивации, что я видел»: как платить бонусы управленцам
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Высокий фикс и падающий процент. Почему отделы продаж не зарабатывают