Экономика, 29 мая 2006, 04:03

По нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан доставлена первая нефть

В Турцию по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) доставлена первая партия азербайджанской нефти. В настоящее время на нефтеналивном терминале в порту Джейхан идет погрузка нефти на один из британских танкеров.
Читать в полной версии

Как ожидается, официальная церемония открытия БТД состоится в Джейхане 13 июля. На ней будут присутствовать президенты Турции, Грузии и Азербайджана, сообщает CNN.

Отметим, что БТД многие эксперты называют "политическим нефтепроводом". Ни для кого не секрет, что Турция, Грузия и Азербайджан ориентируются на США и Европу, Армения и Казахстан больше тяготеют к России. Этот политический пасьянс и определяет маршруты нефтяных жил региона. Некоторые наблюдатели говорят, что БТД и был построен для того, чтобы его охраняли американцы и европейцы, а присутствие этих сил на территории Азербайджана и Грузии даёт надежду их правительствам в скором времени решить и внешнеполитические проблемы, такие как приструнение мятежных регионов: Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха.

Таким образом, начало эксплуатации БТД станет новой точкой отсчета американского присутствия на Кавказе, а формально началом выполнения решений Стамбульского саммита НАТО о новой активной политике на Южном Кавказе и в Средней Азии. В итоге, для Грузии и Азербайджана судьбоносное значение имел тот факт, что коммуникационные проекты стоимостью от миллиарда и выше стали по мере осуществления требовать соответствующих условий функционирования, а их инициаторы стали весомыми факторами региональной политики. Государства, по которым эти коммуникации пролегли, автоматически превратились в субъекты данной политики.

Напомним, протяженность экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан составляет около 1750 км. Из них на территорию Грузии приходится 248 км, Азербайджана - 442 км, Турции - 1060 км. Нефтепровод берет начало на азербайджанских нефтяных месторождениях. По нему транзитом через Грузию нефть будет поступать к турецкому порту Джейхан в Средиземном море, а далее танкерами поставляться на западные рынки. Ежегодно по нефтепроводу будет транспортироваться примерно 50 млн т нефти.

Участниками проекта являются BP (30,1%), ГНКАР (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), ENI (5%), Itochu (3,4%), ConocoPhillips (2,5%), INPEX (2,5%), Total (5%) и Amerada Hess (2,36%).

Pro
Как подготовиться к будущим продажам сезонных товаров на маркетплейсе
Pro
Почему Азия не может справиться с чудовищными пробками на дорогах
Pro
Шаги к деэскалации: что это значит для экономики России и режима санкций
Pro
HR в эпоху TikTok: как создавать рабочую среду для поколения Z
Pro
«Гаситель энтузиазма»: 4 черты плохого руководителя — Fast Company
Pro
«Сам справишься, я в тебя верю». Почему ошибочно так делегировать задачи
Pro
Как успокоить себя в считанные секунды — советы клинического психолога
Pro
Бенефициар мира и энергокризиса в Европе: что будет с акциями «Газпрома»