Экономика, 29 мая 2014, 02:37

Путин вспомнил о дорогах: президент снова велел удвоить их строительство

Президент Владимир Путин вновь и вновь напоминает правительству: нужно удвоить строительство дорог в стране. Только в течение мая он сделал это трижды. Чиновники отреагировали на тонкий намек главы государства, занявшись поиском денег на новые стройки.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Еще раз найти ключ к преодолению второй беды России Путин поручил правительству к 1 июля, следует из подписанных 14 мая и опубликованных вчера поручений президента. Об удвоении объемов строительства трасс он говорил и на Петербургском международном экономическом форуме 23 мая, а впервые это поручение было дано в конце 2012г.

"Удвоение означает строительство не менее 7,5 тыс. км федеральных дорог за ближайшие десять лет и 42 тыс. км региональных и местных дорог в ближайшие три года. Пока регионы готовы построить только 10 тыс. км", - рассказал министр транспорта Максим Соколов на заседании правительства 8 мая.

В 2013г. строящее дороги агентство "Росавтодор" и организующая строительство платных трасс госкомпания "Автодор" потратили почти 555 млрд руб. на строительство 605 км и ремонт более 9 тыс. км дорог. Это в 1,4 раза больше, чем в 2012г., уточнил премьер-министр Дмитрий Медведев. "Все равно строим дорог мы мало. Это связано с недостатком финансирования", - отметил премьер.

В ближайшие три года за 1,6 трлн руб. из Федерального дорожного фонда будет построено почти 1,7 тыс. км федеральных трасс и 2,3 тыс. км региональных, сказал Соколов. Но министр видит угрозу срыва этих планов удвоения из-за снижения финансирования. В региональных дорожных фондах недостаточно средств для удвоения строительства дорог до 2022г., сказал представитель "Росавтодора".

Минтранс будет искать дополнительные источники денег - это могут быть концессии, контракты жизненного цикла, проектное финансирование, облигационные займы, пенсионные накопления и деньги из Фонда национального благосостояния, сказал министр.

Дорожные фонды финансируются в том числе благодаря повышению акциза на нефтепродукты, но уже со второй половины 2012г. в соответствии с регламентом Таможенного союза акцизы на высококлассное топливо были резко снижены, выросли только акцизы на горючее класса 3 и ниже, сказал Соколов.

Дорожная отрасль слишком долго недополучала финансирование, а обеспеченность проектов деньгами - приоритетный фактор, влияющий на их успешную реализацию, в этой отрасли основным заказчиком является само государство, передал через пресс-службу вице-президент "Стройгазконсалтинга" Сергей Потапов.

Власти попытаются увеличить эффективность расходования средств: за те же деньги можно было бы строить больше дорог благодаря изменению нормативов, правил и расценок, введению контрактной системы, объяснил вице-премьер Аркадий Дворкович. Но все же задача, поставленная президентом, "сопряжена с определенными рисками", сказал он.

По его словам, власти думают, как изменить акцизы на моторное топливо, в частности рассматривают "варианты снижения экспортной пошлины при увеличении внутренних налогов". "Мы предложим правительству рассмотреть этот вопрос в ближайшие месяцы", - сказал Дворкович 8 мая. Предложения еще готовятся, сообщил вчера РБК его представитель.

Подрядчики ждут этих денег. "Сверхприбыльными дорожные контракты не назовешь, но заинтересованность в увеличении портфеля заказов у нас есть", - говорит Потапов.

Елизавета Добкина, Денис Ильюшенков

Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg