Экономика, 29 мая 2014, 17:50

Китай подогревает интерес инвесторов к онлайн-ретейлерам

В Китае зафиксирован рекордный всплеск продаж онлайн - за первые четыре месяца этого года они выросли на 52%. По прогнозу шанхайской iResearch Consulting Group, тренд сохранится в ближайшие годы. Это отличная новость для инвесторов, которые собираются заработать на размещении онлайн-ретейлеров Alibaba и JD.com.
Читать в полной версии
Фото: Fotobank/Getty Images

Китай вышел в лидеры мировой торговли в Интернете еще в 2013 году. По данным iResearch, по итогам года этот показатель вырос на 40%, до 1,84 трлн юаней (295 млрд долл.). Китайские интернет-пользователи, число которых превысило 600 млн, все чаще совершают онлайн-покупки, в том числе через мобильные приложения.

По мнению аналитиков компании, рост этих показателей в ближайшие три-пять лет сохранится на уровне 20-30%. "Онлайн-шопинг приобрел популярность отчасти из-за того, что теперь люди могут купить в Сети то, чего они не могли достать в магазинах, особенно за пределами больших городов", - цитирует Bloomberg экономиста Goldman Sachs Сун Юя.

Высокая активность китайских потребителей подогревает интерес инвесторов к онлайн-ретейлерам JD.com и Alibaba. Первая на прошлой неделе успешно провела IPO на NASDAQ, вторая собирается разместиться в США в ближайшее время.

Акции JD.com с 22 мая подорожали на 30%, по сравнению с ценой размещения, увеличив рыночную капитализацию компании на 7,9 млрд долл., до 33,9 млрд долл. Одним из акционеров JD.com является семейство фондов DST Global под управлением российского интернет-инвестора Юрия Мильнера. На IPO онлайн-ретейлера фонды DST продали лишь 6,77 млн из 225,74 млн принадлежащих им акций (3% пакета) - в такой же пропорции продавали и ряд других акционеров, включая Tiger Global Management, Best Alliance International и основателя JD.com Ричарда Лю.

Непосредственно на продаже акций в рамках IPO фонды Юрия Мильнера заработали лишь 64 млн долл., но оставшийся пакет (около 219 млн акций), исходя из цены размещения, стоил более 2 млрд долл. Сейчас он оценивается на бирже уже в 2,7 млрд долл. Если бы DST вышел из капитала JD.com при текущих котировках, то зафиксировал бы 2 млрд долл. дохода от инвестиций в китайскую компанию, исходя из того что DST инвестировал в JD.com 780 млн долл. (по данным проспекта размещения JD.com). Но продажи бумаг станут возможны только через полгода после IPO ретейлера (то есть в конце ноября), согласно установленному периоду lock-up для существующих акционеров.

Фонды DST управляют средствами различных инвесторов, включая Алишера Усманова. На сайте холдинга USM Усманова в числе портфельных инвестиций в интернет-сектор указаны Alibaba и JD.com, но точные доли не приводятся. Из проспекта JD.com следует, что акциями ретейлера владеют восемь фондов DST, которые зарегистрированы на Каймановых островах, Британских Виргинских островах, острове Мэн и в Сингапуре. Распоряжаются акциями JD.com компании DST Managers Limited и DST Global Advisors Limited, подконтрольные Юрию Мильнеру. Но бенефициары фондов DST не раскрываются.

Alibaba в своем проспекте, представленном в начале мая в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC), о параметрах IPO и даже о площадке ничего не сообщила. Bloomberg оценивает рыночную стоимость компании как минимум в 168 млрд долл. Фонды DST Global участвуют в капитале Alibaba, но точное количество принадлежащих им акций неизвестно. DST вместе с фондами Temasek, Yunfeng Capital и Silver Lake инвестировали в китайского интернет-гиганта в 2011г., исходя из оценки Alibaba в 32 млрд долл.

Сообщалось, что инвесторы получили 5% акций Alibaba. В предварительном проспекте компании от 6 мая DST не упоминается, поскольку фондам Мильнера принадлежит менее 5% ее капитала.

Инвесторы, изучая перспективы интернет-торговли в Китае, наверняка не оставят без внимания успехи компании Джека Ма. Так, во время прошлого Дня холостяка (отмечается в Китае 11 ноября) через торговые площадки онлайн-ретейлера, Taobao and Tmall, было продано товаров на рекордные 35 млрд юаней (5,6 млрд долл.), в то время как в 2012 году эта цифра составила всего лишь 19,1 млрд юаней (3 млрд долл.).

"Онлайн-продажи - это новый тренд для поколения потребителей, родившихся в 1980-х и 1990-х. День холостяка - это хороший пример, - отметил главный экономист гонконгской Haitong International Securities Ху Ифань. - Если вы не обратите внимания на эти данные, то не получите точное представление о картине в сфере потребления".

Акции китайских онлайн-ретейлеров могут оказаться особенно привлекательными на фоне безрадостной ситуации на американском рынке интернет-компаний в целом. За последние три месяца котировки Twitter снизились на 42%, LinkedIn - на 24%, Yahoo! - на 9%, Facebook - на 7,8%, Google - на 6%. В то же время индекс NASDAQ Composite за этот же период снизился лишь на 2%, то есть акции крупнейших интернет-поисковиков и соцсетей просели гораздо сильнее технологического рынка.

Инвесторов также должно радовать то, что хорошие результаты в сфере интернет-торговли наблюдаются не только в Китае. В США продажи e-commerce в первом квартале выросли на 15%, до 71,2 млрд долл., пишет Bloomberg. Импорт Южной Кореи через сайты онлайн-ретейлеров в прошлом году увеличился на 47%, до 1 млрд долл.

В 2013 году российские интернет-магазины продали товаров и услуг на сумму 520 млрд руб. (рост на 25% по сравнению с 2012г.), сообщил 28 мая агентству "Прайм" один из руководителей исследовательской компании Data Insight Борис Овчинников. Объем торговли физическими товарами составил 350 млрд руб., а в этом году может вырасти до 450 млрд руб. Число россиян, совершающих покупки в Интернете, выросло на треть, до 30 млн, причем 70% новых покупателей живут за пределами Москвы, подсчитала Data Insight.

Владимир Павлов, Иван Ткачев

Pro
Покойся с миром: почему Microsoft так и не смог вернуть к жизни Skype
Pro
Тщетный зов. Почему релоканты не вернутся после заключения мира
Pro
Физлицам надо не позднее 30 апреля отчитаться о доходах. Как это сделать
Pro
Арабика подорожала на 70%: станут ли кофе и кофейные напитки роскошью
Pro
Почему мы разучились слышать сигналы тела и как это исправить
Pro
Cотрудники используют десятки электронных доверенностей. Можно ли иначе
Pro
Дешевый старт на маркетплейсах больше не работает. Что изменилось
Pro
Почему из спорщиков получаются лучшие менеджеры по продажам