Пандемия коронавируса, 29 июн 2021, 10:00

Силуанов анонсировал появление «нового общественного договора»

Распространение коронавируса привело к изменениям мировой экономики. Российская же должна подстроиться под новые вызовы и достичь национальных целей развития, считает министр. Это касается обеспечения медпомощи и снижения бедности
Читать в полной версии
(Фото: Владислав Шатило / РБК)

Российская экономика испытала шоки в 2020 году из-за распространения коронавируса в мире и, соответственно, снижения деловой активности. Сейчас мировая экономика перешла к постепенному восстановлению, но изменения и вызовы, сформировавшиеся в пандемию, потребуют от России решения ключевых задач. Об этом министр финансов Антон Силуанов написал в своей статье «Повышение потенциала российской экономики в условиях глобальных посткризисных изменений», она опубликована в журнале «Финансы».

По словам министра, власти ведут работы над стратегическими инициативами по экономическому развитию, повышению благополучия людей, обеспечению комфортной среды. «В частности, будет предусмотрено расширение сектора высокотехнологичной экономики, агрессивное развитие инфраструктуры, формирование нового общественного договора, укрепление клиентоцентричной ориентации государства, активизация национальной инновационной системы, — подчеркнул Силуанов. — При этом речь идет о создании механизмов, обеспечивающих долгосрочное развитие».

Глава Минфина пишет, что пандемия привела не только к падению мировой экономики, но и к ее существенным изменениям. По его словам, идущая сейчас трансформация требует оперативной донастройки бюджетной политики.

Силуанов отмечает, что эффекты глобальных изменений, которые вызвало распространение COVID-19, будут проявляться как в кратко- и среднесрочной перспективе, так и в долгосрочной.

К кратко- и среднесрочным вызовам министр относит:

  • высокую зависимость экономического развития от эпидемиологической ситуации;
  • неравномерность восстановления деловой активности между странами;
  • сдерживание инклюзивного восстановления мировой экономики. По оценкам МВФ, к концу 2022 года можно ожидать усугубления проблемы социального неравенства и бедности, так как кумулятивные доходы на душу населения в развитых странах окажутся на 13% ниже, чем докризисные прогнозы, в странах с низким уровнем доходов — на 18%, в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах — на 22% (кроме Китая);
  • снижение качества человеческого капитала;
  • обострение ранее накопленных дисбалансов.

Долгосрочные изменения, которые ускорились на фоне пандемии COVID-19, по мнению Силуанова, включают:

  • ускоренный энергопереход (активизация климатической политики стран, приоритет «зеленым» проектам, проекты по снижению вредных выбросов);
  • повышение волатильности нефтяного сектора;
  • промышленная антиглобализация (из-за закрытия границ и приостановки международной торговли многие страны переосмыслили значение международных цепочек и перенесли их на национальный уровень);
  • изменение структуры рынка труда и усиление цифрового неравенства;
  • трансформация потребительского спроса и форм поведения.

Российская экономическая политика должна подстроиться под эти изменения, адаптироваться к последствиям пандемии и выйти на долгосрочный устойчивый рост. «В этом контексте ключевой остается задача содействия достижению национальных целей развития страны», — подчеркивает глава Минфина.

В качестве основных приоритетов в этом контексте Силуанов выделил:

  • обеспечение качественной медицинской помощи (защита здоровья граждан, повышение средней продолжительности жизни);
  • восстановление и рост реальных доходов граждан (прежде всего снижение бедности и поддержка наиболее уязвимых слоев населения);
  • выравнивание возможностей в получении образования (строительство и оснащение образовательных учреждений, повышение уровня квалификации педагогов, увеличение бюджетных мест в вузах);
  • создание комфортной среды для жизни и экономической деятельности (развитие общественной инфраструктуры, улучшение инвестиционного климата, стимулирование предпринимательской активности).

«На обеспечение этих задач направлены структурные изменения российской бюджетной политики как в части совершенствования налоговой системы, так и в части изменения структуры, повышения результативности расходов (в том числе налоговых)», — пишет министр финансов.

Он приводит в пример налоговый маневр, реализованный в 2020 году. В результате была снижена налоговая нагрузка на малый и средний бизнес, а также ИТ-сектор, и одновременно повышена эффективность налоговых льгот в нефтедобыче, приняты меры по деофшоризации, изменению налогообложения доходов физлиц и так далее.

«С одной стороны, такой маневр сбалансирует предложение сырья в условиях структурного снижения потребления энергоносителей и других товаров, а с другой — поддержит ИТ-сектор, а также субъекты малого бизнеса, которые наиболее оперативно и гибко подстраиваются к внешним изменениям и шокам», — пояснил министр.

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
«Не откладывать решение». Что происходит с рынком вторичного жилья России
Pro
США усиливают санкции против китайского бизнеса с Россией. Где выход
Pro
Почему рынки боятся Трампа и ждут роста цен на золото
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
Почему рынок дата-центров быстро растет и не грозит ли ему крах
Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха