Экономика, 29 окт 2012, 19:57

Эксперты о перспективах лоукост-авиакомпаний в России

Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев на прошлой неделе встретился с президентом России Владимиром Путиным, которому, в частности, рассказал о том, что "Аэрофлот" планирует создание лоукост-авиакомпании в России. Ранее о желании выполнять рейсы в Москву и Санкт-Петербург заявил ирландский дискаунтер Ryanair.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

По мнению В.Савельева, созданию бюджетной авиакомпании мешает российское законодательство. "Мешает отсутствие нескольких законодательных актов, точнее - поправок к Воздушному кодексу, которые мы должны реализовать для того, чтобы создать национального лоукостера. И мы готовы это сделать", - заявил он на встрече с президентом.

Помимо того что под лоукост в московском регионе нужно выделить специальный аэропорт, где были бы низкие аэропортовые сборы, в федеральные авиационные правила нужно внести по­правки, считают в "Аэрофлоте". В числе прочего лоукост-перевозчикам нужно разрешить взимать с пассажиров плату за багаж и не предоставлять питание на борту, как это принято у мировых бюджетных авиакомпаний.

Кроме того, в России по примеру других стран необходимо разрешить продажу невозвратных билетов. "Пассажир, покупая дешевый билет, должен понимать, что он его не может вернуть. Это касается не только лоукостеров, но и обыкновенных перевозчиков, только в меньшем объеме", - объяснил В.Савельев.

Препятствием на пути развития лоукост-перевозок является и запрет на привлечение иностранных пилотов для работы на российских авиалиниях. Сейчас в России - дефицит пилотов, и отечественные компании в борьбе за рабочие руки вынуждены взвинчивать им зарплаты, пожаловался президенту В.Савельев. Командир воздушного судна "Аэрофлота" получает 420 тыс. руб. в месяц, рассказал он, что сопоставимо с зарплатой пилотов Lufthansa, но непосильно для лоукостеров. Привлечение же пилотов-нерезидентов позволит снизить дефицит на рынке труда и соответственно более гибко управлять затратами.

В.Путин поддержал все инициативы "Аэрофлота". "Подумать на этот счет и создать такого перевозчика, мне кажется, было бы правильно, многие пассажиры, наверняка, пользовались бы этими рейсами", - сказал президент. "С поддержкой президента предложенные поправки в течение месяца-двух могут пройти все инстанции", - полагает Сергей Казаков из юрфирмы Sameta. "Аэрофлот" же в случае принятия поправок в Воздушный кодекс собирается обзавестись лоукост-перевозчиком в течение "от полугода до года максимум".

Экономист, д.э.н, профессор-председатель экспертного совета "ОПОРЫ России" Никита Кричевский в свою очередь считает, что в течение года такой лоукостер может быть создан. "У нас огромная территория, при этом она весьма обособлена в отношении транспортной инфраструктуры, и поэтому создание подобного перевозчика в России жизненно необходимо, учитывая транспортную разобщенность регионов. Надо сказать, что подобные перевозчики существуют в той же богатой Европе. У нас, несмотря на массу объективных предпосылок для создания такой компании, до сих пор в этом направлении ничего не делалось", - отметил эксперт.

По мнению Н.Кричевского, потянуть создание лоукостера в России может только "Аэрофлот". "Аэрофлот" - это наиболее развитый в организационном и производственном отношении российский перевозчик. Другая компания не потянет по своим возможностям", - считает он.

Что касается возможных западных лоукост-конкурентов, которые могут прийти в Россию, то, по мнению Н.Кричевского, "если будет конкуренция на рынке лоукоста, то от этого выиграют прежде всего потребители". "Мне весьма сложно представить, как ту или иную низкобюджетную компанию могут не допустить на российский рынок, особенно после вступления России в ВТО. Другой вопрос в том, что "Аэрофлот" - это компания исторически адаптированная к российским условиям, и если будет создан лоукостер и люди будут знать, что эта компания создана под эгидой "Аэрофлота", то здесь предпочтение потребителей будет отдано российский компании, даже если у других перевозчиков качество услуг будет лучше", - сказал эксперт.

"Фактически только "Аэрофлот" с его лоббистскими возможностями и может сдвинуть дело с мертвой точки. Причем выиграют от этих инициатив не только низкобюджетные авиакомпании, но и все остальные", - считает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Угрозы создать конкурента самому себе для "Аэрофлота" нет, считает эксперт, наоборот, компания только выиграет от того, что зарезервирует себе место в этой нише.

Главный редактор "AVIA.RU" Роман Гусаров считает, что успех в создании лоукостера зависит от расторопности правительства, в частности Минтранса, по решению обозначенных проблем. "Кроме того, есть проблемы с аэропортом. Три действующих московских аэропорта (Домодедово, Внуково и Шереметьево), у них у каждого своя собственная модель развития, и выделить специализацию для какого-нибудь из них в данной ситуации было бы неправильно и невозможно. Скорее всего, речь идет о создании еще одного аэропорта, например сейчас ведутся работы по созданию аэропорта деловой авиации на базе аэродрома Кубинка. Возможно предположить, что в перспективе на этом аэродроме смогут соседствовать деловая авиация и лоукост-перевозчики", - заключил Р.Гусаров.

Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут
Pro
Развод и деньги пополам. А как быть с криптовалютой
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части