Экономика, 30 янв 2001, 16:16

Илья Клебанов вступился за АН-70

Из-за недавней катастрофы экспериментального образца Ан-70 под Омском закрывать российско-украинский авиационный проект по производству таких транспортных самолетов ни в коем случае нельзя.
Читать в полной версии

Второй экспериментальный образец транспортного самолета Ан-70 потерпел катастрофу 27 января под Омском. Около 6 часов утра при взлете у машины отказали два двигателя из четырех, в результате чего она упала рядом с взлетной полосой. Из находившихся на борту 11 членов экипажа и 22 специалистов АНТК имени Антонова пострадали четверо. Два человека были госпитализированы, один из них в тяжелом состоянии. От удара корпус машины раскололся надвое. Ан-70 совершал перелет из Киева в Якутск, где должен был проходить испытания в условиях низких температур. В Омске самолет приземлялся для дозаправки.

Это уже не первая катастрофа Ан-70. Первый такой самолет потерпел катастрофу в 1995 году под Киевом из-за ошибки пилота. В цехах АНТК уже около двух лет строится еще одна машина этого типа. Однако пока неизвестно, будет ли он достраиваться как военно-транспортный или как гражданский самолет Ан-70Т.

Вскоре после катастрофы была распространена информация о возможности закрытия этого амбициозного и многообещающего коммерческий проекта последнего десятилетия. Многие считали судьбу проекта уже практически предрешенной: по прогнозам он должен был либо быть на длительное время заморожен, либо вовсе закрыт "за недостатком финансирования", тем более что продвинуть эту машину на европейский рынок в ближайшие лет пять едва ли представлялось возможным. Причин для того, чтобы заморозить программу, множество. Во-первых, разбившийся Ан-70 был собран в единственном экземпляре, а по мнению экспертов, ремонту и восстановлению машина не подлежит. Это означает, что программа летных испытаний и сертификация будут заморожены до той поры, пока не будет построен новый самолет.

Кроме того, не последнюю роль играет причина сугубо материальная. 75% финансирования проекта легло на Россию. Москва уже вложила в эту затею порядка 300 миллионов долларов и собиралась вложить еще 170 миллионов. Средства планировалось потратить на то, чтобы закончить летные испытания, сертификацию и запустить самолет в серию. Но после катастрофы затраты могут возрасти как минимум на 100 миллионов долларов - приблизительно в такую сумму оценивают эксперты стоимость еще одной экспериментальной машины. Причем, по мнению специалистов, нет гарантии, что к следующему самолету судьба будет более благосклонна, чем к двум его предшественникам.

Pro
Как с 1990-х годов менялось наследственное планирование у бизнесменов
Pro
Как санкции против Газпромбанка скажутся на энергетическом рынке Европы
Pro
Реальны ли $40 за баррель: что ждет цены на нефть после прихода Трампа
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
DDoS-атаки в разгар распродаж: как бизнесу противостоять киберугрозам
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника