Генпрокуратура: Состояние дорог в РФ небезопасно для движения транспорта
Состояние большинства дорог, причем как местного, так и регионального значения, небезопасно для передвижения по ним, в то же время их обслуживание проводится тоже с нарушением закона, отмечает издание. При этом "РГ" указывает, что наибольшее число ДТП из-за плохих дорог согласно статистике происходит в Чувашии, Красноярском крае, Амурской, Калужской, Московской, Тульской, Ульяновской областях и в Москве.
Среди основных нарушений прокуроры называют отсутствие контроля за сохранностью дорог, неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети, а также непроведение мероприятий по содержанию и ремонту дорог.
В свою очередь, газета "Новые известия" винит в плачевном состоянии дорожной инфраструктуры Министерство транспорта РФ, которое, как полагает издание, "заинтересовано не в качестве дорожного строительства, а в освоении бюджетных средств, выделяемых на непрерывный ремонт". "НИ" отмечают, что действующий российский стандарт плотности дорожной насыпи был введен еще в 1939 году, в условиях иных нагрузок и скоростей. А за то время, пока во главе Минтранса стоит Игорь Левитин, дорожные строители прекратили соблюдать и его. Так что механическая прочность современной дороги в России меньше, чем прочность дорог в Европе и США в пять-семь раз.
Газета поясняет, что грунт, из которого в России сооружают дорожные насыпи, содержит значительную глинистую составляющую – не менее 8–10% от объема. Рыхлая глиняная насыпь "подсасывает" воду из глубины земли. Зимой вода замерзает, а лед, как известно, имеет больший объем, чем жидкость, – он ломает асфальт и внутреннюю структуру насыпи. При этом в грунте, уплотненном лишь на 5% выше действующего стандарта, не остается пустот, он менее гигроскопичен, а прочность насыпи увеличивается до принятой в мировой практике. Причем технология "бескатковой", дешевой трамбовки была разработана в России еще в 1980-х годах, однако с развалом СССР дело заглохло.
Идею вибротрамбовки насыпей до сих пор поддерживает целый ряд авторитетнейших научных организаций, в том числе Российская академия наук. В Министерство транспорта и лично министру И.Левитину передавались десятки документов, объясняющих преимущества новой технологии и о реальной возможности избавить дороги страны от дурной славы. Однако, по словам изобретателя вибротрамбовщика Феликса Губермана, Минтранс по-прежнему глух к аргументам ученых. "Ремонтировать плохие дороги ему гораздо выгоднее. Пока в России дорожные службы одновременно сами строят дороги и сами же себя контролируют, ничего не изменится. Во всяком случае, плотность дорожной подушки - главной в дороге - должен мерить независимый от дорожников орган", - считает он.
"Отлаженный И.Левитиным бюрократический организм замкнут и не способен усваивать инновации. Похоже, главной целью его существования является переваривание бюджетных денежных масс", - пишет "НИ". При этом высказывается предположение, что "характерный финансовый взлет компаний, ранее принадлежавших министру, странные операции с инвестированием неких "разработок" и продажи недвижимости при всем своем многомиллионном обороте представляют собой только верхушку массивного здания бизнеса, выстроенного за счет хиреющей транспортной отрасли".
Издание отмечает, что на ремонт дорог сегодня тратится две трети дорожного бюджета страны, и только треть – на строительство новых. "Многомиллиардные расходы государства на ремонт дорог оборачиваются миллиардной выгодой для ряда конкретных персон. А эти люди умеют защищать свои прибыли", - заключает газета.