Экономика, 30 апр 2014, 12:18

РЖД описала три сценария развития до 2030г.

Уже к 2030г. повышение мобильности населения может привести к удвоению пассажирооборота и четырехкратному росту стоимости рынка общественных пассажирских перевозок, отмечается в опубликованной ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) стратегия развития холдинга. Складывающаяся ситуация открывает перед компанией уникальные возможности, однако в РЖД сомневаются, что смогут ими воспользоваться.
Читать в полной версии
Фото: Леонид Павлюченко/РБК

"Требуется разработка и предложение на рынок принципиально новых продуктов и услуг по привлекательным ценам, обеспечение конкурентоспособности железнодорожных перевозок с основными конкурентами – авиацией и автомобильным транспортом. При этом очевидно, что при сохранении сложившейся бизнес-модели и без кардинального изменения технологий и государственной поддержки железнодорожный транспорт в целом и холдинг в частности будут сокращать пассажирооборот при общем росте рынка", - отмечается в Стратегии.

По данным РЖД, в 2012г. железнодорожники обеспечивали около 30% всех пассажирских перевозок внутри России. К 2030г. при неблагоприятном развитии событий доля компании может сократиться до 20%. При этом главной угрозой в РЖД считают авиацию и личный автотранспорт - за последние годы число принадлежащих россиянам машин увеличилось примерно на 10 млн.

"Пользователи услуг предпочитают более дорогие, но и более комфортные и удобные личные автомобили и авиаперелеты, потребительские предпочтения по мере роста благосостояния смещаются в сектор более качественных услуг", - отмечается в отчете РЖД.

Переломить ситуацию и вернуть россиян из личных авто и самолетов обратно в вагоны в РЖД надеются за счет увеличения скорости движения поездов, расширения железнодорожной сети и увеличения комфортности поездок. В частности, за счет активного строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ). Первой из них должна стать магистраль Москва - Казань, которая в перспективе должна дойти до Екатеринбурга.

"Данный проект обеспечивает дополнительный прирост пассажиропотока на 5 млн человек к 2030г. (без учета переключения пассажиров с традиционных видов сообщения) за счет большой плотности населения (крупные агломерации, через которые проходит линия и в непосредственной близости от нее), недостаточно развитого авиасообщения и дорожной инфраструктуры. Следующим в приоритете проектом ВСМ является маршрут Москва – Адлер (далее также ВСМ Центр – Юг), который обеспечит дополнительный прирост пассажиропотока на 6,5 млн человек к 2030г.", - отмечается в отчете.

При благоприятном развитии событий ВСМ могут быть построены также между Москвой и Санкт-Петербургом и Казанью и Самарой. Однако проекты ВСМ, равно как и большинство других проектов развития железнодорожной сети, не могут быть реализованы без масштабных инвестиций со стороны государства. Собственными силами РЖД справиться не надеется - пессимистический сценарий предусматривает лишь сохранение темпов обновления подвижного состава, вокзалов и станций, а также частичную реализацию проекта модернизации Московского транспортного узла.

Для реализации так называемого консервативного сценария, включающего строительство трех ВСМ, потребуются "значительные инвестиции" в развитие Московского транспортного узла и железнодорожную инфраструктуру крупнейших агломераций страны. Оптимистичный же предполагает значительное увеличение объема государственных инвестиций.

Нехватка инвестиций, как отмечают в РЖД, неизбежно помешает и развитию грузоперевозок - возрастет число ограничений по скоростям движения поездов, скорость и надежность доставки грузов будут снижаться, оборот грузовых вагонов продолжит замедляться, а безопасность перевозок снизится.

"Снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с другими видами транспорта и дальнейший уход высокодоходных грузов на другие виды транспорта приведет к низким темпам роста доходной базы холдинга при сохранении постоянных издержек, что потребует оптимизации (сокращения) сети железных дорог или увеличения государственной поддержки", - подчеркивается в стратегии.

Ранее сообщалось, что первый квартал 2014г. РЖД впервые в своей истории закончило с убытком, составившим около 16 млрд руб.

"Ровно с тем убытком, о котором мы говорили и который оказался непокрытым за счет возможного повышения тарифа на перевозки нефти и нефтепродуктов, предварительно согласованного правительством, но потом под давлением нефтесектора это решение было заморожено", - заявил, выступая на заседании коллегии Министерства транспорта России, президент РЖД Владимир Якунин.

За январь-март по железным дорогам России было перевезено 293,9 млн т грузов, что практически равно объему перевозок за аналогичный период 2013г. Число перевезенных поездами дальнего следования пассажиров в январе-марте 2014г. сократилось по сравнению с I кварталом 2013г. на 6,7% - до 21,9 млн человек. В пригородном сообщении пассажирооборот вырос на 2,2% - до 212,9 млн человек.

Амбициозная цель и риски: как небольшой компании или ИП строить стратегию
«Меди банально не хватает». Что принесет России мировой дефицит металла
Власти обсудят «контрмеры» против ЕБРР и Нефтяного фонда Норвегии
В России стало рекордно мало «экстремальных трудоголиков»
Налоговый чек-лист: что важно успеть инвесторам и ИП до 31 декабря
Предприниматели дробят бизнес перед повышением налогов: как ФНС это видит
Кому при уплате налогов выгодно с 2026 года перейти на АвтоУСН
Как импортерам оптимизировать издержки в условиях неизбежного обеления