Экономика, 30 сен 2013, 16:48

Матчи ЧМ-2018 в Казани к Москве ближе не станут

Болельщикам намеченного на 2018г. чемпионата мира по футболу, по всей видимости, не удастся добраться до Казани на комфортабельном и быстром, как самолет, поезде. Вопреки звучавшим ранее прогнозам, построить за 5 лет 800-километровую линию высокоскоростной магистрали (ВСМ) вряд ли успеют. Во всяком случае глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов в этом сомневается.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

"Можно было бы построить часть этой ветки, до Нижнего Новгорода", - заявил А.Силуанов журналистам в кулуарах прошедшего в Сочи инвестиционного форума.

Таким образом, глава Минфина поставил под сомнение озвученный ранее на самом высоком уровне план к старту ЧМ-2018 максимально сблизить между собой Москву и третью столицу, как любят называть свой город казанские власти.

"В результате реализации проекта время в пути между Москвой и Казанью сократится более чем в четыре раза, с четырнадцати до трех с половиной часов. Дорога пройдет через такие города, как Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары. Поездка в этом направлении станет более комфортной, появится дополнительный стимул для притока инвестиций, для укрепления экономики и социальной сферы, повысится и привлекательность России для туризма", - заявил в июле 2013г. на посвященном развитию ВСМ совещании президент РФ Владимир Путин.

Ранее в ОАО "Российские железные дороги" рассчитали, что только за первый год работы первой в России ВСМ по ней проедут около 7,5 млн пассажиров, в том числе непосредственно от Москвы до Казани — примерно 1,6 млн. При этом цену на билеты в РЖД обещали установить вполне доступную, 3,8 тыс. руб. за возможность выехать из центра Москвы и уже через три часа оказаться на берегах Волги — это совсем недорого.

Впрочем, одними лишь удобствами для пассажиров прогнозируемые выгоды ВСМ не исчерпываются. Не менее, а пожалуй, и более важным моментом называют увеличение пропускной способности пересекающего Россию транспортного коридора.

"Организация на ВСМ контейнерных маршрутов раскрывает транзитный потенциал территорий", - заявлял первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин. По его словам, мировой опыт доказал, что постройка значительно снижает нагрузку на автодорожную сеть и частично высвобождает железнодорожную инфраструктуру для грузовых перевозок.

Последним по порядку, но не по значению эффектом ВСМ называли "повышение престижа страны". "В современном мире в ближайшие годы не останется ни одной экономически развитой страны без системы ВСМ", - отмечается в прогнозе РЖД.

Проблема в том, что за повышение престижа придется выложить более триллиона рублей (еще до начала строительства ВСМ Москва - Казань подорожала по сравнению с изначальным проектом на 140 млрд руб.), а в свете ухудшения ситуации в экономике найти такие деньги становится все сложнее. Тем более что, как заявил недавно на деловом завтраке в рамках Инвестфорума в Сочи вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, назад они могут и не вернуться.

А раз существует такая возможность, то вкладывать в ВСМ средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), по сути государственной "заначки" на черный день, как минимум небезопасно.

"Я буду выступать за объективное финансово-экономическое обоснование проекта. Если в этом обосновании будет видно, что средства ФНБ не вернутся, буду выступать за то, чтобы просто увеличить бюджетное финансирование с тем, чтобы со средствами ФНБ не было самообмана. Если принимать решение об использовании ФНБ, то надо понимать, что эти деньги вернутся. Если мы знаем, что деньги не вернутся, значит средства ФНБ размещать нельзя. Это будет только плохая практика", - заявил А.Силуанов

К сожалению, в федеральной казне лишних денег тоже нет. Внесенный сегодня в Госдуму проект бюджета на 2014-2016гг. предусматривает, что в ближайшие три года бюджет будет дефицитным. А президент РФ Владимир Путин на проведенном им сегодня совещании специально отметил, что "все социальные обязательства перед гражданами должны быть безусловно исполнены".

Таким образом, ограничение первого этапа строительства в России ВСМ участком Москва — Нижний Новгород выглядит вполне приемлемым вариантом. Для повышения престижа для начала хватит и четырехсот километров, среди городов, принимающих матчи ЧМ-2018, Нижний Новгород тоже числится, Волга там тоже есть, да и звание третьей столицы России Нижний Новгород проиграл Казани лишь потому, что на несколько дней опоздал с подачей заявки в Роспатент.

Напомним также, что принятый в этом году закон о подготовке и проведении в России в 2017-2018гг. Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу дает болельщикам право совершенно бесплатно перемещаться между городами, в которых проводятся матчи. Достаточно иметь на руках билет на матч — и можете ехать туда и обратно. Правда, о высокоскоростных поездах речь в законе идет — дешевле обычного обойдутся футбольным фанатам лишь билеты в общие и плацкартные вагоны обычных поездов дальнего следования и пригородных электричек.

Потери, которые понесут в результате предоставленных болельщикам льгот РЖД и другие перевозчики, будут компенсированы из федерального и региональных бюджетов. В финансово-экономическом обосновании закона отмечалось, что за время проведения в России ЧМ-2018 между городами-хозяевами необходимо будет перевезти 1 млн 495 тыс. 872 зрителя , а во время проведения Кубка конфедераций ФИФА 2017г. - еще 373 тыс. 970 зрителей. Средняя стоимость билета в плацкартном вагоне при этом устанавливается на уровне 1479,2 руб., а средняя стоимость билета на междугородный автобус - 1457,1 руб.

По предварительным оценкам, расходы на реализацию данных положений законопроекта составят более 5,5 млрд руб. При этом предполагается, что железнодорожным транспортом будут передвигаться 1,3 млн человек, перевозка которых обойдется федеральному бюджету в 3 млрд 845 млн 920 тыс. руб. Подлежащие компенсации из бюджетов субъектов Российской Федерации расходы на оплату передвижений 570 тыс. болельщиков на автобусах составят еще 1 млрд 660 млн 630 тыс. руб.

Всего за время проведения в России ЧМ-2018 в 11 городах страны (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Казань, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Калининград, Волгоград, Саранск и Москва) должны состояться 64 матча. Еще 16 матчей должны пройти в 2017г. в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи в период проведения Кубка конфедераций ФИФА.

Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков