Экономика, 30 окт 2002, 15:15

Россия и нефть: споры о "сырьевом придатке"

У России нет оснований сохранять статус "сырьевого придатка" развитых стран. Об этом заявил сегодня на международном нефтяном форуме "Нефть России: настоящее и будущее" мэр Москвы Юрий Лужков.
Читать в полной версии

По мнению столичного градоначальника, Россия должна работать в нескольких направлениях. Во-первых, приращивать разведанные запасы нефти, во-вторых - повышать качество добычи нефти, в-третьих - обеспечивать конкурентоспособность и высокотехнологичность нефтяной продукции.

Юрий Лужков отметил, что убыль запасов России в прошлом году составила 32,3 млн тонн, в то время как по итогам текущего года ориентировочно этот показатель составит 166 млн тонн. Таким образом, по словам мэра, нефтяных запасов России при их активном использовании хватит лишь на 80 лет. Вместе с тем, объем разведанных запасов за последние несколько лет сократился в 4 раза. Если несколько лет назад (3-4 года) он составлял 5 млрд 100 млн тонн, то сейчас объемы разведанных запасов нефти упали до 1 млрд 2 млн тонн.

В вопросе нефтесбережения московскому мэру вторит заместитель министра иностранных дел и бывший министр энергетики России Виктор Калюжный. Он выступает против значительного роста добычи нефти в России. По его словам, если к 2015 году добыча нефти в РФ достигнет 500 млн тонн, то еще через 5 лет она упадет до 250- 260 млн тонн. Виктор Калюжный напомнил, что, возглавляя Минэнерго, он принимал участие в создании энергетической стратегии РФ до 2020 года, которой предусматривалась добыча к 2020 году 365 млн тонн нефти. В текущем году, как ожидается, добыча в РФ составит 378 млн тонн.

Но это не все: издержки при добыче нефти российскими нефтяниками превышают аналогичные показатели в странах-конкурентах. В частности, в странах ОПЕК себестоимость 1 барреля составляет 3 доллара, а в РФ - 5-7 долларов. Однако с ростом добычи до 500 млн тонн нефти в год себестоимость достигнет 15-18 долларов. Учитывая, что бюджеты страны верстаются именно на "нефтяной" основе, такой рост себестоимости будет означать фактически бесплатную поставку нефти в Европу и США, а бюджету будет гарантирована дефицитность "на грани фола". Сейчас энергоносители составляют 92% российского экспорта и лишь 8% экспорта - это поставки металлов, машинотехнический экспорт и лицензии, включая оружейную торговлю.

Между тем, и Юрий Лужков, и Виктор Калюжный ведут речь лишь о более глубокой переработке нефти и увеличении доли продаж продуктов нефтеперегонки, так как именно нефтяной бизнес является наиболее прибыльным. В самом деле, за станкостроительные и радиоэлектронные заводы не борются в судах и их не захватывают люди в масках (исключение составил лишь зеленоградский завод "Квант"), а вот за нефтедобывающие гиганты, нефтеперерабатывающие заводы и заводы по выплавке алюминия идет настоящая война. В том числе и в Москве. Так что, по существу, продавая меньше нефти, но больше бензина и мазута, Россия сохранит малопочетное звание сырьевого придатка Европы, Азии и Америки. Для увеличения же доли машинотехнического экспорта страны нужна соответствующая промышленная политика властей (но не исключение конкуренции, как это происходит в автопроме), привлекательные условия для стратегических инвестиций не только в ТЭК и модернизация законодательства. Судя по тому, что с 1991 года и по сей день ничего такого нет, чиновники тоже предпочитают нефть.

Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто